Веселое и непринужденное кино, возвращающее зрителей в детство. Юмор, экшен, красота пейзажей – все на высоте, а герои – просто загляденье
Веселое и непринужденное кино, возвращающее зрителей в детство. Юмор, экшен, красота пейзажей – все на высоте, а герои – просто загляденье.
В ночь своего тринадцатилетия юному Оскари предстоит пройти старинный обряд инициации, традиционный для его небольшого северного народа, – на сутки мальчик должен уйти в лес и вернуться оттуда с добычей, которая и определит его будущее. Вооруженный лишь простым луком и стрелами, Оскари отправляется на свою первую настоящую самостоятельную охоту, однако совершенно неожиданно его целью становятся не привычные для здешних мест медведи, олени или белки. Практически на голову мальчику с неба падает… президент США – летящий на саммит в Хельсинки борт № 1 становится мишенью террористов. Юный охотник и его неожиданный приятель сами становятся дичью в прицелах плохих парней, желающих поставить Америку на колени. Но даже самым отчаянным террористам не по силам совладать с мальчишкой, который во что бы то ни стало желает довести свой обряд до конца и не ударить в грязь лицом перед отцом.
Скандинавы в последнее время стали генераторами самых сумасшедших идей для фильмов, которые, реализовавшись на большом экране, становятся пиршеством для поклонников самого забористого юмора, экшена и выдумки. Вспомните «Железное небо», «Охотников за троллями», «Операцию “Мертвый снег”», «Санту на продажу» – во всех этих лентах присутствовала фирменная сумасшедшинка, заставлявшая самых матерых критиков при просмотре подскакивать в восторге на своих местах, хлопать в ладоши и рисовать самые радужные перспективы для создателей этих картин. «Большая игра», несмотря на совместное британско-немецко-финское производство и наличие нескольких узнаваемых лиц в кадре, является прямым продолжателем вышеуказанных творений. Сумасшедшинка обрела уверенность и вырвалась со Скандинавского полуострова в большой мир.
Имя режиссера «Большой игры» интересующемуся зрителю сразу скажет о многом. Ялмари Хеландер – автор того самого «Санты на продажу», сначала короткометражного, а затем и полновесного фильма о лапландской деревушке, поймавшей настоящего Санту, не привычного по американским открыткам румяного пузана, а жуткого тролля, терроризирующего в рождественскую ночь северные деревушки. Новая картина Хеландера мистический ореол утратила, но при этом сохранила ураган выдумки, особого северного колорита и какого-то залихватского отношения к жизни.
Именно отношение к жизни, получение удовольствия от каждой прожитой минуты стали красной нитью, проходящей через сюжет фильма, ими же, кажется, подпитывались создатели картины. «Большая игра» словно уносит куда-то в детство, в то подростковое кино, где каждый был в чем-то героем, в те старые фильмы, где герои успевали принять мужественную позу перед финальным взрывом, а главный злодей в недоумении широко раскрытыми глазами провожает летящую в него смертельную стрелу. Фильм вообще полон штампов, но, как и у недавнего его предшественника по кинотеатральному расписанию «Кингсмана», штампы эти не являются способом скрыть неумение придумать свое – они своего рода кирпичики, из которых складывается особый мир кино. Мир подросткового попкорнового кино, с минимумом мыслей и максимумом драйва.
Вся лента сделана так, словно ее создатели сознательно пытались «переборщить». Карикатурные злодеи, чертовски смешной президент с рассказом об обмоченных брюках, пародийное изображение командного кризисного центра, суровый мальчуган с парой крутых фразочек и нелепыми луком и стрелами – от всего этого невольно расплываешься в улыбке. И пусть мы уже сто раз наблюдали за тем, как американского президента похищают, расстреливают и спасают (Голливуд охотно снимает сам подобные фильмы и дает делать это другим, «попробовали бы они это в мечети»), пусть заранее понятна вся расстановка сил и совершенно очевиден финал – это все равно задорно и душевно. Суровые финны умеют к себе расположить.
Исполнивший главную роль Онни Томмила, может, и не хватает звезд с неба, но безусловно старательный малый. Его Оскари – такой детский герой, в которого охотно можно поверить: не ботан со сверхспособностями, не тупой силач и не прирожденный охотник. Простой напуганный мальчишка, который должен перебороть прежде всего самого себя. Джексон, кажется, настолько увяз коготком в образах очаровательных сумасбродов, что хочется проголосовать за его Президента уже сейчас. Второй план ничуть не уступает – узнаваемых лиц достаточно для того, чтобы просмотр не вызывал затруднений.
«Большой игрой» Хеландер вырулил из финских границ в мировой океан с максимальной эффективностью – продемонстрировал свой узнаваемый стиль, прошелся по штампам, лекалам и ярлыкам с элегантностью и невозмутимостью настоящего северянина. Лучшего способа заговорить о себе в Голливуде и не придумаешь. Не заметили, как мы отделали вашего Санту? Мы украдем вашего президента и заставим плясать под свою дудку. Свою инициацию Хеландер прошел, Америка наглецов любит и наверняка оценит порыв.
С 16 апреля в кино.