Майкл Чавес, постановщик «Проклятия плачущей», сменил на режиссёрском посту Джеймса Вана — небезызвестного основателя легендарной хоррор-вселенной, главными протагонистами которой выступают Эд и Лоррейн Уоррены. Семейный подряд экзорцистов не придуман голливудскими сценаристами: парочка исследователей паранормальных явлений прославилась ещё во второй половине XX века, а их резонансные дела легли в основу всех трёх частей «Заклятия». Хотя многие учёные ставят под сомнение деятельность Уорренов, благодаря голливудской франшизе их и без того популярные имена увековечились в американской поп-культуре. Как будет выглядеть новая часть, повествующая о противоборстве знаменитой семейки и очередной демонической сущности, без Джеймса Вана — большой вопрос, однако отрывок, показанный прессе до премьеры, а теперь и первые рецензии западных критиков обнадёживают.
Майкл Чавес, постановщик «Проклятия плачущей», сменил на режиссёрском посту Джеймса Вана — небезызвестного основателя легендарной хоррор-вселенной, главными протагонистами которой выступают Эд и Лоррейн Уоррены. Семейный подряд экзорцистов не придуман голливудскими сценаристами: парочка исследователей паранормальных явлений прославилась ещё во второй половине XX века, а их резонансные дела легли в основу всех трёх частей «Заклятия». Хотя многие учёные ставят под сомнение деятельность Уорренов, благодаря голливудской франшизе их и без того популярные имена увековечились в американской поп-культуре. Как будет выглядеть новая часть, повествующая о противоборстве знаменитой семейки и очередной демонической сущности, без Джеймса Вана — большой вопрос, однако отрывок, показанный прессе до премьеры, а теперь и первые рецензии западных критиков обнадёживают.
Небольшой исторический экскурс: как и предыдущие части франшизы, фильм основан на реальном прецеденте. Третье «Заклятие» берёт за основу судебный процесс над Арне Джонсоном: в 1981 году тот напал на мужчину и нанёс ему пять ножевых ранений, повлекших за собой летальный исход, а в суде заявил, что на такой поступок его толкнул дьявол. Резонансное разбирательство, в которое позже оказались втянуты Уоррены, стало точкой отсчёта массовых споров об экзорцизме, судебной экспертизе и определении вменяемости подсудимых.
Короткий отрывок, который показали прессе, оказался внушительным прологом — сценой изгнания демона из юного Дэвида Глатцеля. Арне Джонсон был одним из тех, кто присутствовал во время обряда, и, по версии голливудских кинематографистов, именно в него вселилась та сущность, что сидела в мальчике. Ребёнка кладут на стол, а вокруг героев разбиваются тарелки, взлетают в воздух стулья и хлопают двери. Кульминация эпизода — финальный акт экзорцизма, во время которого у Дэвида все конечности сплетаются в один большой человеческий узел. И хотя всё, как может показаться, заканчивается удачно (ведь не могут Уоррены потерпеть неудачу в деле всей своей жизни), дальше зрителя ждёт самое страшное. А журналистов, оказавшихся на пресс-конференции, — самое интересное. Довольный Майкл Чавес, который во время показа отрывка учтиво попросил всех выключить свет в комнатах, начинает отвечать на вопросы коллег через Zoom. Между делом он, кроме всего прочего, ещё покажет финальные титры, где звучат реальные записи экзорцизма, и та детская восторженность, с которой он презентует собственный фильм, не может не восхищать.
Мы много раз видели, как Уоррены изгоняют демонов, поэтому вы сразу можете подумать: «Ага, они снова сразятся с нечистью, и все закончится обрядом экзорцизма». Поэтому было решено начать историю с того момента, которым она, как правило, завершается. И сделать так, чтобы сюжетный поворот о победе Уорренов над злом не сработал: показать, что будет, если они впервые по-настоящему ошибутся.
Забавно, что каждый раз, когда выходит новая часть франшизы, принято называть её самой мрачной, но я искренне считаю третье «Заклятие» наиболее жестоким. К тому же это первая история, где имело место реальное убийство, а все повествование строится с точки зрения преступника. Уоррены его знают, он был другом семьи, то есть они вовлечены уже в самом начале истории.
Я вырос в католической вере, у меня свои ценности, но этот сюжет со мной как-то очень срезонировал, он заставил меня задаться довольно неоднозначными вопросами. Верю ли я, что Арне Джонсон был одержим? Верю ли я в это судебное дело? И круто, что Джеймс Ван вместе с New Line Cinema пытались придумать нечто новое для фанатов, снять не очередной хоррор о доме с привидениями. Это кино, где вера Уорренов будет испытана, а их авторитет окажется под угрозой. Реальные прототипы во время этого дела, кстати, были уже очень известными и влиятельными, но, вступившись за Арне, они поставили на кон всю свою репутацию.
Большинство эффектов, которые вы увидите в фильме, — практические. Ни я, ни уж тем более фанаты не хотят видеть много CGI в «Заклятии». Персонажа Джулиана Хиллиарда, у которого в этой сцене скручиваются все части тела, дублировала девочка по имени Эмеральд. И она действительно все эти жуткие движения делала вживую. Мы разве что поменяли им лица с помощью компьютера. Я думаю, когда видишь такие вещи и, что важнее, когда они выглядят по-настоящему, в зрительном зале чувствуешь себя значительно неуютнее.
Когда мы только начинали, она была жива. И я действительно очень хотел с ней встретиться: не только как огромный фанат, но и как режиссёр, который нуждается в совете. Мы даже планировали увидеться, однако Лоррейн становилось всё хуже, она тяжело заболела и вскоре, к сожалению, покинула нас. О Лоррейн я знал в первую очередь из рассказов Веры Фармиги. Она тесно общалась с Уорренами и, честно говоря, воспринимала «Заклятие 3» как байопик. Вера пыталась рассказать через него о жизни Лоррейн и потому очень внимательно относилась к её образу — от внешнего вида до голоса. Всё это было так естественно, так по-настоящему…
История, как и прежде, фокусируется на семье Уорренов. В начале фильма у Эда случится сердечный приступ (прямо как в реальной жизни), и эта сюжетная деталь будет играть большую роль на протяжении всего действия. Мне кажется, между ними так много любви, которую начинает чувствовать даже зритель, что с каждой новой частью за их судьбой становится всё тревожнее наблюдать. И именно это заставляет публику снова приходить в кинотеатры.
Главное, что Уоррены верили в его одержимость. И люди, которые были там, тоже верят. Для меня это кино прежде всего о вере. Причём о вере, которой мы наделяем других людей — тех, кого любим, тех, с кем проживаем всю свою жизнь. И это касается не только Эда и Лоррейн, но ещё и Арне с его женой. Вы задали сложный вопрос, но тут моё мнение должно посторониться и уступить место взгляду героев.
Это абсолютно новая история. С таким злодеем Уоррены никогда не сталкивались. Тем более это самый футуристичный фильм франшизы — его события берут начало в 1981 году. Но что важнее — это кино о рассвете сатанинской паники: эпоха детективных расследований, судов и жутких ритуалов. Феноменальная и очень жуткая пора.
По-моему, самое прекрасное в этом времени — отсутствие сотовых телефонов. Часто в хоррорах приходится объяснять, почему герой не может позвонить или попросить у кого-нибудь помощи в Интернете, а вот олдскульные ретро-ужастики эту проблему решают моментально. И это забавно, ведь культура сейчас буквально одержима всякого рода ностальгией. А кроме всего прочего, франшиза «Заклятие» — большое признание в любви старым хоррорам. Первая часть, например, кишит отсылками к классическим фильмам о домах с призраками, а вот новая, как нетрудно догадаться по трейлерам и показанному отрывку, испытала огромное влияние «Экзорциста» и «Кошмара на улице Вязов». Все эти оммажи и ретро-вайб — неотъемлемая часть ДНК «Заклятия».