Из-за того что вампиры прочно обосновались в искусстве и поп-культуре за последнюю сотню лет, у нас сильно размылось четкое представление о том, как они должны выглядеть: аристократ в черном плаще или длинноволосый мужчина с расстегнутой рубашкой, летучая мышь или старшеклассник с алмазной кожей? Рассказываем об эволюции вампиров в кино.
Первые упоминания о вампирах появились в литературе XVIII века, но нет ничего более известного, чем «Дракула» Брэма Стокера, опубликованный в 1897 году. Именно этот роман послужил основой для множества экранных адаптаций. Первой негласной экранизацией стал немой фильм 1922 года «Носферату». И хоть он также не был первым вампиром на экране, он стал самым широко известным в своем жанре на тот момент. Кроме того, он прославил немецкого актера Макса Шрека, который в былые времена навел много ужаса на зрителей.
Из-за всплеска популярности на вампиров и прочих экранных монстров студия Universal взялась за создание своей классической monsterverse. В 1931 году на экраны вышел фильм «Дракула» с небезызвестным Белой Лугоши. Лента стала вольной адаптацией романа Стокера, но первой с упоминанием графа-кровопийцы в названии. Здесь мы все еще видим, что вампиры ― лишь отдаленно напоминающие человека создания, очень загадочные и обладающие невероятной властью. Эта версия Дракулы стала самой популярной благодаря тому, что Лугоши появлялся в своем амплуа и в других фильмах Universal, присвоив себе звание не только короля вампиров, но и властителя монстров.
Годы шли, вампиры уже довольно прочно обосновались в кинематографе и стали более разнообразными ― так, например, в 1972 году на экраны вышел фильм «Блакула», снятый на волне блэксплотейшна и представивший миру темнокожего вампира (и это еще задолго до «Блэйда»). И тут свои умения в ход пустил Джордж Ромеро.
Его фильм «Мартин» еще больше утвердился в мысли, что вампиры среди нас и они не обязательно должны быть аристократичными графами из средневековых замков, а могут оказаться даже вашими племянниками. Более того, они могут не иметь клыков и не бояться чеснока с распятием, а орудовать обычным лезвием, чтобы пить кровь своих жертв. Довольно мрачный, но все же еще один необычный взгляд на природу вампиров.
В 1990-е случился настоящий вампирский ренессанс. Самым важным фильмом того времени стал еще один «Дракула» ― в этот раз довольно точная адаптация романа Брэма Стокера, воплощенная на экране Фрэнсисом Фордом Копполой. Авторы наконец принялись исследовать внутренний мир и чувства самих вампиров, о чем также свидетельствует «Интервью с вампиром». Правда, это длилось не так уж и долго, и штурвал перехватили Тарантино с Родригезом, создав чуть ли не карикатурную версию кровопийц в «От заката до рассвета».
Все те же 1990-е, в прокат выходит первый «Блэйд», исчерпывающе отвечающий на вопрос: а может, вампир все же на самом деле человек? Главному герою фильма в кровь попала совсем небольшая доза вампирского яда, что не превратило его до конца, но дало некоторые силы. Поэтому он решает выступить против кровососущего отродья и отомстить. В итоге проект превратился в трилогию, выходившую в прокат до начала 2000-х (затем Уэсли Снайпс угодил в тюрьму), а на экране стало разворачиваться множество новых, не менее значимых историй, включая «Другой мир», ставший успешной франшизой.
Если миллениалы еще и вспомнят все, о чем мы писали выше, то у зумеров при упоминании вампиров первым делом в голове всплывет образ семейства Калленов. Можно сколько угодно обсуждать текст сценария и актерскую игру, породившую целую волну тик-токов уже в наши дни, но нельзя отрицать, что «Сумерки» стали значимым культурным феноменом и остаются им до сих пор. С того самого момента вампирский экшен стал уже совсем не интересен зрителям ― куда более важными стали вопросы их быта и жизни среди людей, а также отношений друг с другом.
Вы спросите, где «Баффи ― истребительница вампиров»? И это справедливо, ведь на закате 1990-х вампиры добились своего триумфа и на телевидении, но если брать экранное развитие этих существ как вида, то «Настоящая кровь» внесла куда больший вклад.
Во-первых, то ли специально, то ли случайно сериал начал выходить на HBO в тот же год, что и сага о Белле и Эдварде, вот только глиттер на лице создатели шоу заменили литрами крови (повсюду). Несмотря на порой кринжовые сексуальные сцены и разочаровывающий финал, «Настоящая кровь» смогла продержаться в эфире почти так же долго, как в свое время «Баффи» (а еще раскрыть нам во всей красе талант Александра Скарсгарда).
В отличие от предшественников, здесь вампиры неплохо прижились среди людей благодаря изобретению синтетической крови и больше не вынуждены хранить в тайне свое существование. Кроме того, сериал раскрывает немало социальных тем и нисколько не романтизирует жизнь вампиров (ведь о какой романтике может идти речь, когда действие разворачивается в Луизиане).
К 2013 году до вампирской темы добрался Джим Джармуш, снявший свой наименее маргинальный и самый известный широкой аудитории фильм «Выживут только любовники». Здесь исследуется вопрос того, как бессмертие может влиять на разных людей (то есть вампиров) и как время сказывается на их взаимоотношениях. И, оказывается, даже пожив во времена татаро-монгольского ига и инквизиции, можно сохранить рассудок, если читать книги, слушать любимую музыку, погружаться в искусство и стараться возлюбить ближнего своего.
Дальше всех в исследовании вампирского быта пошли Тайка Вайтити и Джемейн Клемент, которые отправили камеры прямо в логово новозеландских кровопийц (и сами же их и сыграли). «Реальные упыри», получившие также не менее веселое ТВ-продолжение «Чем мы заняты в тени», окончательно очеловечили вампиров, которые обсуждают между собой график уборки по дому, примеряют наряды перед вечеринкой и пытаются не заляпать кровью мебель. При этом здесь можно найти множество отсылок ко всей вампирской истории, которая все еще продолжает писаться.