Достаточно осторожная, но временами весьма острая сатирическая комедия об одной стране, которая управляется хорошим, но уставшим президентом и его бестолковыми помощниками
Столкнувшись в очередной раз с подхалимажем, лизоблюдством и демонстрацией потемкинских деревень со стороны своих подчиненных, российский президент твердо решил узнать настоящую жизнь страны изнутри. Для этого с помощью пластичного грима ему меняют внешность, и президент на неделю отправляется на «вольные хлеба», по привычке разведчика оторвавшись от слежки ФСО. Вот только новую внешность он выбрал не самую удачную – теперь президент стал точной копией бездельника и авантюриста Валеры, скрывающегося от коллекторов в крымском санатории. Сбившаяся с ног охрана за президента принимает именно настоящего Валеру, а глава государства под видом простого мужика отправляется в автомобильный пробег по России в компании очаровательной попутчицы Зины.
Порой, глядя на зарубежные полнометражные комедии, телевизионные сериалы или развлекательные программы вроде «В субботу вечером в прямом эфире», завидуешь иностранцам белой завистью – они весело и со вкусом смеются над своей властью, политиками, представителями истеблишмента, причем не стесняются доставать до самого верха. У нас с сатирой в адрес властей все гораздо грустнее – «Куклы» давно приказали долго жить, «День выборов» хоть и остается актуальной постановкой, но уже изучен вдоль и поперек, а больше нечего и вспомнить. Комедия режиссера Ильи Шерстобитова «Каникулы президента» взялась этот вакуум заполнить, и кое-что, хотя и не все, у фильма получилось.
Прежде всего, стоит предупредить, что скетчей уровня тех, что демонстрирует Алек Болдуин в образе Дональда Трампа, от картины ждать не следует – она выполнена довольно лояльно и аккуратно, следуя давнему русскому поверью, что царь-надежа у нас хороший, но плохие бояре или недотепа-народ не дают ему поднять Россиюшку с колен. Так что не ждите особенно острых стрел в адрес президента, сатирические удары будут наноситься по его окружению, по известным фамилиям вроде Эрнста или Абрамовича, но в десятку выстрелов не последует. Впрочем, это ведь не самоцель, хорошее кино может получиться и без болезненных персональных уколов, поэтому стоит посмотреть на то, что за история окружает нашего президента, отправившегося на крымские каникулы.
Весьма условно «Каникулы» можно поделить на три смысловых сегмента: зритель следит за фарсом, в который оказался втянут простой человек, которого охрана принимает за загримированного президента; перед нами разворачивается трагикомедия путешествия государственного лидера по югу страны с фиксацией увиденных нарушений и несправедливостей; наконец, авторы достаточно внимания уделяют собственно россиянам, которые проявляют себя во всей красе как перед одним персонажем, так и перед другим. Сверху все это «смазано» несколько неловкой романтической линией, у которой, вполне очевидно, не может быть хеппи-энда – президент у нас женат на России, ему не до ухаживаний трепетной молодой женщины.
Из трех сюжетных направлений наиболее удачной получилась санаторная история – здесь и юмора побольше, и энергетика поярче, да и пара Настасья Самбурская/Олег Васильков выглядит поинтереснее, между актерами чувствуется химия. А вот центральная линия с президентом и учительницей Зиной на красной машине существенно более «холодная», между Васильковым и Анной Цукановой-Котт отчетливо ощущается невидимая стена, да и деликатность авторов хорошо заметна – как бы чего-то запретного не сказать или не показать. По счастью, лента смонтирована довольно динамично, поэтому заскучать не успеваешь. Да и когда скучать, когда в промежутках между приключениями Володи и Валеры зритель успеет познакомиться с преклонных лет либералом, смотрящим только телеканал «Дождь», с удалыми казаками, отмечающими свадьбу, с «ментами» и медиками, с кавказцами и русскими – и все наполняют фильм пусть несколько наивными, но реальными темами: от разрухи в больницах до коррупции на дорогах.
Даже одно проговаривание сложных тем в кадре на большом экране по нынешним временам выглядит головокружительной смелостью, поэтому к фильму стоит отнестись снисходительно – «Каникулы президента» не самое совершенное кино, но весьма любопытное. Какие-то приемы удались – изменив облик главного героя, авторы ловко ушли от очевидных сюжетных проблем, а заодно дали возможность Олегу Василькову раскрыть свой актерский талант. Что-то откровенно режет глаз – как нелепые вставки с переговорами глав государств или неожиданные и ничем не оправданные «перерывы на анекдот». Гораздо важнее то, что нашлись люди, снимающие кино без особой оглядки на то, как его примет власть и ответственные лица в пиджаках. Героизмом это не назовешь, но это демонстрация определенной свободы, дальше точно будет лучше.
С 29 марта в кино.