Не самая оригинальная, но весьма ладно скроенная драма о зомби, вернувшихся с того света, но оказавшихся ненужными на свете этом
Опасный вирус, превращающий людей в жестоких, кровожадных тварей, катком прошел по всей планете, но тяжелее всего пришлось Ирландии, где в результате эпидемии погибли тысячи человек. Ученые быстро нашли средство остановить заражение, но полностью исцелились лишь три четверти «зомби», остальные были признаны неизлечимыми, их было решено уничтожить. «Исцелившиеся» же пытаются вернуться к прошлой жизни, но это не так-то просто: во-первых, болезнь оставила на них пугающие отметины, во-вторых, люди по-прежнему считают их угрозой, а в-третьих, они и сами не чувствуют себя живыми, животная ярость до сих пор скрывается где-то глубоко внутри их душ. Синан прошел через ужас заражения и исцеления, а после выхода из карантина смог устроиться в доме у жены своего погибшего брата Эбби, но жизнь его уже не будет прежней – молодой человек должен решить, на чьей он стороне. Исцелившиеся, не желающие терпеть притеснения и унижения, влекут парня в сопротивление, но дома ждет некое подобие любящей семьи.
С давних пор кинематограф, особенно в жанре хоррора и научной фантастики, абсорбировал и трансформировал те страхи, что испытывает человечество, в набор простых, но впечатляющих сцен – так ужас перед ядерной эрой породил «Годзиллу», из страха перед коммунизмом появилось «Вторжение похитителей тел», а опасения неконтролируемого развития техники откликнулись «Терминатором». Сегодня страхи иные, а значит, изменились и фильмы ужасов, но тем интереснее разгадывать подобные шарады, снимая с картины-луковицы лист за листом и слой за слоем. Впрочем, подтекст «Третьей волны зомби» очевиден и без глубокого препарирования – это итог дискуссий вокруг миграционного кризиса в Европе, боязнь чужаков и немотивированная агрессия, превращенная авторами в эпидемию и восстание зомби.
Интересно, что «Третья волна зомби» пришла к нам из Ирландии, страны, которая находится едва ли не наиболее далеко от центра миграционных волнений. Больше того, островная страна удачно справляется с потоками беженцев и искателей легкой жизни – это видно даже в фильме: в кои-то веки в кадре нет ни одного чернокожего или азиата. Однако страх «чужих» у ирландцев присутствует, так что на экране ему самое место – появляется повод если не приступить к серьезной дискуссии, то хотя бы подумать на некомфортную тему.
Авторы «Волны», впрочем, весьма деликатны, они не торопятся живописать кошмары, которые ждут обывателей с появлением на улицах тихих городков людей с иным менталитетом, говорящих на непонятном языке, одетых в непривычные одежды. В какой-то момент даже начинает казаться, что сценарист и режиссер Дэвид Фрейн занимает сторону «понаехавших», ведь избежавшие болезни в его фильме поначалу настроены гораздо агрессивнее исцеленных, но затем все встает на свои места – зомби становятся животными, этого клише избежать не удалось.
Вообще фильм кишит штампами. Тут вам и довольно банальный внутрисемейный конфликт, в котором недомолвки приводят к болезненному разрыву, и злобный армейский командир с неизменной для таких персонажей фразой: «Я здесь закон, и подчиняться ты будешь мне!», и ученые, которые долго тянут с поисками лекарств и находят спасение в самый последний момент. Внимательные зрители найдут даже более внушительную параллель: сюжет «Третьей волны зомби» во многом повторяет историю, рассказанную в британском сериале «Во плоти». Там тоже исцелившихся зомби распределили по домам, но те уже не могли жить прежней жизнью и стали сбиваться в опасные стаи. Даже атмосфера в фильм примерно такая же: узкие улочки, скромные домики, британский (ну, или ирландский) простой люд.
Но и скучным фильм не назовешь — как минимум его украшают талантливые актеры. Эллен Пейдж сегодня старательно уходит от стандартных образов и берется за не самые очевидные и простые проекты, в «Волне» она старательно придает истории человечность и уют. Сэм Кили трогательно смущается в образе излечившегося, но снедаемого виной парня, который пытается избежать дурного влияния, но из мирной жизни выдавливается порицающим его болезнь обществом. Наконец, харизматичный Том Вон-Лолор мастерски придает тревожный оттенок любой сцене со своим участием. Трио в кадре смотрится весьма органично, а вкупе с не самым оптимистичным финалом мастерски трогает за живое.
Наверное, лента могла быть и посильнее — авторы замахнулись на темы природы зла, на саму суть того, почему мы оказываемся втянуты в ту или иную группировку, почему привыкли делить окружающий мир на своих и чужих, но эти течения получились слишком поверхностными. Однако на фоне обрюзгших и обмякших «Ходячих» и то, что получилось, выглядит вполне целостно и увлекательно. Можно и посмотреть, и подумать. И прикупить на всякий случай соль, спички и макароны, а то мало ли…
С 19 апреля в кино.