В российский прокат затесалась «
В российский прокат затесалась «Гренландия» — апокалиптический блокбастер о Джерарде Батлере, который пытается спасти семью во время глобальной катастрофы. Мы решили вспомнить самые яркие фильмы о конце света для тех, кто не хочет выходить из дома: от блокбастеров и триллеров до авторских драм и меланхоличной фантастики.
При желании весь этот список можно было составить из фильмов Роланда Эммериха («День независимости», «2012»), но нам, понятное дело, интересно разнообразие. Будучи преимущественно режиссёром экшен-кино, он превращает картины о конце света в адреналиновые аттракционы со взрывами и нервной беготнёй героев. «Послезавтра» в этом плане его эталонный проект. Кино повествует об экологической катастрофе, которая вернёт времена ледникового периода. Беззащитные люди, пытаясь спастись, сталкиваются не только с опасными природными катаклизмами, но и с жестокостью человека. По своему размаху масштабнее более популярного «2012» и драматичнее устаревшего «Дня независимости», «Послезавтра» рассказывает простую историю, где судьбы героев разворачиваются на фоне вечной мерзлоты.
Камерный параноидальный триллер, который нагнетает саспенс без обилия элементов зрелищного кино. «Кловерфилд, 10» — сиквел мокьюментари-блокбастера «Монстро», связанный с оригиналом, правда, не персонажами, а вселенной. Мишель приходит в себя после аварии и понимает, что находится в каком-то подвальном помещении. Вскоре появляется хозяин — грузный бородатый Ховард, который заявляет, что наступил апокалипсис, а сам он вовремя спас девушку от неминуемой смерти. По его уверениям, выходить на улицу нельзя, а жить в доме необходимо по странным правилам. Хотя «Кловерфилд, 10» не показывает катастрофу, он создаёт напряжённую атмосферу, заставляющую сомневаться в бреднях Ховарда. Так фильм не только играет на территории кино-катастрофы, но и заходит в дебри триллеров о маньяках. Какой исход окажется правдивым на самом деле, мы, разумеется, не скажем, но лишь заверим, что развязка удивит даже искушённого зрителя.
Фильмы Абеля Феррары всегда становились предметом бурного обсуждения как у зрителей, так и у критиков, вот и эта его картина об апокалипсисе в декорациях душного Нью-Йорка не исключение. Жители Земли узнают, что в 4:44 произойдёт конец света, а главные герои — Сиско (Уиллем Дефо) и Скай (Шенин Ли) — готовятся встретить его в собственной квартире. На протяжении всего фильма они беседуют, занимаются сексом и смотрят видео — занятия не самые интересные, но в сеттинге фильма об апокалипсисе предельно реалистичные. Феррара создаёт приземлённый бытовой портрет людей до катастрофы и справляется с этим если не во всём удачно, то по-хорошему специфично. Из всего списка фильмов «4:44» оптимально подходит под определение «авторского кино», поэтому и людей, которым эта уникальная картина понравится, будет гораздо меньше.
Ещё один смелый независимый проект об апокалипсисе. Джазовый тромбонист Гарри Уошелло поднимает трубку телефона и слышит правдоподобный монолог человека, который утверждает, что через 70 минут начнётся ядерная война. Беспечная комедия о чарующем облике Лос-Анджелеса после этого превращается и в параноидальный триллер, и в безумную комедию, и в экшен-фильм. Волшебство, уж простите за тавтологию, «Волшебной мили» заключено в том, насколько мастерски режиссёру Стиву Де Джарнатту удаётся, жонглируя жанрами, не терять основную нить повествования. В конце концов что собой представляет это кино об апокалипсисе? Ещё одно напоминание о перманентном одиночестве человека и страхе перед грандиозным концом всего вокруг.
Меланхоличный дебют композитора Йохана Йоханнссона, который не дожил до премьеры собственного фильма. Формально экранизация одной из известнейших фантастических книг о гибели человеческой цивилизации, на деле — медленное чёрно-белое кино с документальными кадрами каменных глыб. Фильм не только об апокалипсисе, но и о бренности бытия и тщетных попытках людей избежать уготованной судьбы. Под обволакивающий эмбиент голос Тильды Суинтон рассказывает грустную повесть рождения последних людей, вынужденных жить в вечном страхе. Тем, кто подустал от устаревшего взгляда на конец света как на парад ярких вспышек и взрывов и хочет погрузиться во вдумчивую атмосферу отмирающей вселенной, «Последние и первые люди» помогут разобраться во многих вещах.