Предлагаем вам обратить внимание на не слишком громкое, но твердое и многозначительное замечание режиссера Мэтта Ривза, недавно вставшего у руля нового сольного фильма о Бэтмене
Собственно, с трактовкой слов Ривза нет никаких проблем – режиссер прямо заявляет, что сценарные наработки Бена Аффлека, Криса Террио и Джеффа Джонса отправились в мусорную корзину. Чем это грозит будущему фильму? Как минимум отодвигается дата релиза – фактически проект оказался там же, где и год назад, когда на ComicCon 2016 было объявлено о том, что сценарием и съемками займется Аффлек. Фанатам Темного рыцаря придется запастись терпением, в 2018-м фильм на экранах вряд ли появится. Под вопросом оказывается и участие в фильме Аффлека-актера. В начале года исполнитель роли Брюса Уэйна в картине «На заре справедливости» заявил, что вернется к маске с ушками летучей мыши, только если почувствует, что фильм будет выдающимся. Хватит ли у Бена сил признать, что скрипт Ривза лучше, чем у него, большой вопрос.
С другой стороны, освобождаясь от оков прошлого, Ривз получает возможность сделать действительно крутое, самобытное и оригинальное кино, не прикованное намертво к предыдущим картинам, не цепляющееся за прошлое и не оглядывающееся на соседей по лиге. Весь вопрос в том, какую степень свободы режиссеру предоставят студия и продюсеры франшизы, но и «Отряд самоубийц», и особенно «Чудо-женщина» показали, что в этой среде вполне можно вариться и делать то кино, которое хочешь и умеешь. Да и опыт у Ривза подходящий: дебютировал он адаптацией для большого экрана идеи Джей Джей Абрамса, затем смастерил ремейк скандинавского хоррора, а мускулатуру накачал на продолжении «Планеты обезьян», да так, что два его фильма оказались лучше первой ленты осовремененной линейки. Этот человек умеет работать в команде, почтительно относится к материалу, но способен вносить свежие идеи в любые источники – фантастические качества для постановщика комикс-экранизации.
Но вернемся к «Бэтмену». Что это должен быть за фильм? В каком направлении двигаться авторам? Чего ждут зрители? Какие детали из предыдущих реализаций стоит использовать, а чего стоит всячески избегать? Вопросов к очередному рестарту много, а ответы на них далеко не однозначны. Продюсеры и режиссер буквально выходят на минное поле, где любое неосторожное движение может вызвать негодование поклонников знаменитого супергероя, снисходительные усмешки критиков или категорическое неприятие студии. Посмотрим, что о содержании и стилистике нового фильма можно сказать уже сейчас, а что остается в тумане неведения…
Прежде всего, хочется надеяться на то, что WB снизойдет до зрителей и позволит снимать картину с прицелом на американский рейтинг R. Опыт «Дэдпула» и «Логана» показывает, что ужесточение визуальной составляющей и ориентация не на подростков, а на молодых людей ничуть не вредит прокатной судьбе хорошей ленты, деньги в кинотеатрах они собирают исправно. Нужен ли жесткий рейтинг «Бэтмену»? Конечно! Те времена, когда Темный рыцарь щадил своих противников, предпочитая отдавать их стражам правопорядка или сдавать в поликлинику Аркхэм для опытов, давно остались в прошлом. Но здесь важнее даже не столько развязанные руки защитника Готэма, сколько свобода демонстрации угрозы – с сегодняшней публикой ужимки бертоновского Пингвина или шумахеровского Ядовитого плюща уже не сработают, серьезное кино требует серьезных угроз, настоящего хаоса и подлинного ужаса, справиться с которыми может только супергерой.
Раз уж разговор зашел о хаосе, Аркхэме и врагах, то стоит подумать и о том, с кем мог бы столкнуться Бэтмен в новом фильме. Прямо скажем, нового появления Джокера, пусть это даже будет снова Джаред Лето, фанаты уже не выдержат. Хватит! Как хватит мусолить и Пингвина с Пугалом, Женщиной-кошкой и Двуликим – их стало слишком много, и они откровенно приелись. Идея Бена Аффлека с привлечением Дэтстроука в качестве ведущего антагониста была очень хороша, но с перетасовкой сценаристов будущее Слэйда Уилсона, на роль которого уже был ангажирован Джо Манганьелло, не выглядит безоблачным. Для сольного фильма сейчас идеально подошли бы суперзлодеи, ранее на большом экране не появлявшиеся: Черная Маска, Хьюго Стрэндж, Хаш или Мен-Бэт – вот выбор настоящего фаната. Любого из этих парней в новом фильме можно было бы «прокачать», а затем использовать в продолжениях «Лиги справедливости», как это с Локи сделала Marvel. Это было бы лучше новых встреч с Бэйном или Мистером Фризом.
Больше того, учитывая успех трилогии Кристофера Нолана, достойное представление героя в «На заре справедливости» и собственный опыт Ривза, придавшего двум частям «Планеты обезьян» максимальную реалистичность и правдоподобность, от нового «Бэтмена» не стоит ожидать фейерверка небывалых трюков, суперспособностей и каких-то мистических умений – зрители привыкли к акценту на второй части слова Бэтмен и прежде всего ожидают историю человека, а не машины для борьбы со злом. Это наводит на мысли о любопытном сюжетном ходе – мы, кажется, стали забывать о том, что Брюс Уэйн имеет репутацию гениального детектива, на фоне которого сам Шерлок Холмс порой выглядит сопливым кадетом школы сыщиков. Новый «Бэтмен», выполненный в формате фильма-расследования с туго закрученной спиралью загадок, раскрутить которую под силу только самому проницательному уму современности, – круто же!
Не станем оставлять за скобками и возможный стиль будущего фильма. Ступени развития «бэтменианы», возможно, не так заметны для рядового зрителя, но для любителей комиксов важны любые детали. Аналогично второй трилогии «Людей Икс», сюжеты которой последовательно разворачивались в 1960-х, 1970-х и 1980-х, в предыдущих картинах о Бэтмене можно разглядеть влияние разных этапов в развитии комикса. Два фильма Тима Бертона очевидно сняты с большим почтением к рисованным рассказам 1940-х и 1950-х, на которые приходится Золотая эра DC, Джоэл Шумахер вдохновлялся скорее выпусками 60-х и телесериалом с участием Адама Уэста, в трилогии Нолана же просматриваются черты лучших графических новелл второй половины ХХ века: «Долгий Хэллоуин», «Бэтмен: Год первый», «Падение рыцаря» и «Ничья земля». Самое время обратиться к произведениям века XXI – если бы Ривз взял за основу сценария фильма «Суд Сов» или «Под колпаком», такому повороту не было бы цены! Комиксы о Бэтмене после перезагрузки имеют особую атмосферу и тон, так и просящиеся на большой экран.
Впрочем, и тут мы возвращаемся к началу, многое будет зависеть от согласия Аффлека остаться в проекте, без него новый «Бэтмен» может принять самую причудливую форму. В отсутствие Бена Темного рыцаря можно отправлять хоть в прошлое, хоть в будущее, хоть в параллельную вселенную – успех «Чудо-женщины» показал, что хороший сольный фильм легко обходится без отсылок к другим персонажам комикс-вселенной или даже их участия, чем сейчас отчаянно грешит Marvel. Да и без набивших оскомину ориджинов можно обойтись, и здесь конкурентов можно только похвалить – «Человек-паук: Возвращение домой» ничуть не проиграл от того, что не стал рассказывать про паука и мертвого дядюшку, обойдемся мы и без очередной сцены убийства четы Уэйнов.
Таким образом, получается, что выбор Мэтта Ривза на должность постановщика нового фильма – решение архиточное, а его нарочитое объявление о работе с чистого листа позволяет надеяться на лучшее. ComicCon начинается, и хотя на нем не анонсировались выступления, посвященные «Бэтмену», можно предположить, что без внимания Темный рыцарь не останется. Бэтмен всегда будет одним из самых любимых и почитаемых супергероев, а мы обязательно будем следить за тем, как Сын Ночи идет к своему очередному кинотеатральному триумфу.