
Неплохая задумка о нескольких незнакомцах, запертых в потерпевшем аварию поезде, увы, не получила должной реализации – до настоящей уморительной комедии «Отрыву» так же далеко, как героям до ближайшей станции
Неплохая задумка о нескольких незнакомцах, запертых в потерпевшем аварию поезде, увы, не получила должной реализации – до настоящей уморительной комедии «Отрыву» так же далеко, как героям до ближайшей станции.
Вечер 31 декабря. В последний в этом году рейс отправляется мадридский скоростной железнодорожный состав, его немногочисленные пассажиры еще успеют к новогоднему столу, если поезд придет по расписанию. Но поезд по расписанию не придет – в глухой темной местности на железнодорожном полотне случается авария, обесточенный состав остановился там, где нет ни людей, ни дорог, ни связи. Новый год на носу, но настроение у пассажиров совсем не праздничное – у каждого свои проблемы, к которым добавляется недопонимание с окружающими и неприятие соседей по несчастью. Обстановка накаляется, и вот отчаявшимся заложникам железной машины уже мерещатся террористы, мертвецы и чемоданчики с деньгами. А может, не мерещатся? Это же Новый год!
Европа гораздо больше внимания уделяет празднованию Рождества, нежели Нового года, однако кто же откажется от дополнительного повода попраздновать. Вот только празднуют свой Новый год европейцы несколько вяло, на взгляд россиянина, – нет у них в крови того угара, который недавно продемонстрировал Василий Сигарев в своей «Стране ОЗ». Оттого и смотрятся новогодние фильмы разнообразных итальянцев и французов скорее с недоумением, чем с удовольствием. Испанский «Новогодний отрыв», по идее должен, изменить предвзятое отношение, сумасшедшинки в нем достаточно. Но от русского угара это все равно далеко. Впрочем, давайте посмотрим, что там у испанцев «оторвалось».
Вообще, задумку о застрявшем в чистом поле поезде нельзя с ходу назвать безынтересной. Конечно, вынужденная остановка между Мадридом и Барселоной – это не совсем одно и то же, что транспортный коллапс на перегоне Чита – Благовещенск, но при должном рвении из этих вводных можно насочинять всего, что угодно душе. У британцев на этих дрожжах в прошлом году вырос новый «Вой», довольно недурственный для полулюбительского ужастика (да и героя-кондуктора вы вряд ли еще хоть в одном фильме встретите). Испанцы же из своих «затерянных в космосе» решили сделать не ужастик, а сатирическую юмореску, этакую проекцию на экран кинозала современных страт испанского общества со всеми их проблемами и страхами. Есть здесь нечистые на руку бизнесмены, есть излишне активные защитники личного пространства, есть хипстеры и инфантильные будущие родители, обязателен для подобного серпентария и иностранец – как и положено толерантной Европе, араб.
Должно сделать обязательную поправку, что называется, на ветер – картина вышла в Европе, а тем более была снята задолго до новогодних событий в Кельне, поэтому и отношение к не говорящему по-испански мигранту в «Отрыве» куда более спокойное, чем могло бы быть сейчас. Но даже с этой поправкой чувствуется, что европейцев серьезно беспокоит нашествие чуждых их менталитету гостей (кстати, о судьбе араба в финале ленты ничего не говорится), тревожит больше чиновничьего воровства, больше, чем неготовность нового поколения к самостоятельной жизни, больше безработицы и алкоголизма.
Как от комедии от «Новогоднего отрыва», безусловно, хотелось побольше юмора, как от захватывающего триллера в стиле Хичкока и Кристи о запертых в замкнутом помещении возбужденных и разнервничавшихся незнакомцах – мечталось о большей изобретательности в сюжете, но постановка Хосе Корбачо и Хуана Круса получилась слишком пресной – ни тебе ярких героев, ни забавных событий, ни должного цинизма, ни грустного сарказма, лишь небольшое «петросянство» без особенных претензий. Позабавить может лишь не самый оригинальный, но вполне уместный в данном случае режиссерский ход – фильм построен в формате расследования, то есть основные герои событий в поезде рассказывают о своих версиях произошедшего невидимым детективам. Порой это общение оказывается даже смешнее того, что происходило на злополучном рейсе.
Хотелось бы в финале сравнить «Новогодний отрыв» с недавним «Я очень возбужден» Педро Альмадовара, но эти картины находятся, безусловно, в разных весовых категориях. То, что у давнего испанского провокатора получается легко и изящно, в «Отрыве» выглядит топорным и тяжеловесным. Зато контраст, получаемый на стыке двух таких лент, дает серьезную пищу для размышлений – европейцы уважают сатиру гораздо больше, чем русские, и нашим режиссерам стоило бы этому поучиться, на примере «Новогоднего отрыва» в том числе.
С 21 января в кино.