Новая «Фантастическая Четверка», экранизация классического комикса Marvel, должна была стать одним из главных событий года. Вместо этого она стала одним из главных блокбастерных провалов последних лет
9. Отсутствие звезд
«Звезда» в блокбастерном кино – понятие двоякое. С одной стороны, это известный по прошлым ролям актер, участие которого в фильме привлекает внимание публики и упрощает рекламную кампанию. С другой стороны, это не особенно известный, но харизматичный исполнитель, который получает ведущую роль, блещет на экране, становится звездой благодаря картине и притягивает в залы зрителей «второго эшелона». То есть тех, кто изначально не собирался идти на фильм и кто приходит в кино по совету друзей или под влиянием рецензий и медиашумихи. В «Торе», например, Энтони Хопкинс и Натали Портман были звездами первого типа, а Крис Хемсворт и Том Хиддлстон – второго. В «Четверке», напротив, нет ни тех, ни других. Да, в фильме снимались не самые последние актеры, но ни у кого из них нет достаточной харизмы для того, чтобы быть блокбастерной звездой. Особенно в супергеройском кино. Это очевидно, даже когда просто рассматриваешь постер «Четверки». Хорошо видно, что никто из них не тянет на супергероя.
8. Политкорректность ради политкорректности
В комиксах Сью Сторм и Джонни Сторм – родные брат и сестра. В фильме Сью – приемная сестра Джонни, и поэтому она – белая, а он – черный. И какой в этом смысл? Влияет ли это хоть на что-нибудь? Нет. Очевидно, что Джонни и его отца сделали неграми лишь для того, чтобы в картине были черные лица. И это одно из самых неуклюжих проявлений политкорректности, какое только можно придумать. Неудивительно, что это решение продюсеров встретило отпор со стороны многих американских поклонников «Четверки». И добро бы роль Джонни получил по-настоящему харизматичный исполнитель вроде молодого Уилла Смита. Но Майкл Б. Джордан – актер не такого уровня. По крайней мере, в настоящий момент.
7. Ненужное кино
Две серии блокбастерной «Фантастической Четверки» вышли в прошлом десятилетии, в 2005 и 2007 годах. Они не были идеальными, и у критиков и фанатов комиксов было к ним немало претензий, но все же это были сравнительно компетентные ленты (особенно первая), которые надолго «закрыли» тему «Четверки». Вернуться к этому комиксу стоило либо на новом витке развития спецэффектов, либо при наличии гениальных сюжетных и постановочных идей, которые бы заставили зрителей сказать: «Да, эта “Четверка” куда сильнее, чем фильмы Тима Стори». Однако создатели нового фильма руководствовались совсем иными соображениями. Никто особенно не скрывал, что студия Fox вернулась к комиксу лишь для того, чтобы не потерять на него права (если бы Fox этими правами не воспользовалась, они бы отошли назад к Marvel, и та бы их снова Fox не продала). Трудно придумать более циничную причину для съемок фильма, и такое отношение к проекту не могло не сказаться на его уровне.
6. «Не сломалось – не чините!»
Чтобы хоть как-то оправдать выход новой экранизации «Четверки», ее авторы постарались сделать картину максимально не похожей на дилогию 2000-х. В частности, они выбрали для своего фильма мрачный и холодный стиль нолановской трилогии о Бэтмене. Но что подходит для лент о герое-одиночке, который дружит с летучими мышами, то не годится для экранизации комикса, вся прелесть которого в семейной теплоте и душевности отношений четырех главных героев. Мрачный стиль для такого комикса подходит не больше, чем для съемок ремейка «Друзей». Куда лучшими фильмами для подражания были бы постановки Marvel, часто (хотя и не всегда) удачно соединяющие драматизм с теплотой и юмором. Не помешал бы ленте и дух приключений, который в ней начисто отсутствует, несмотря на перемещения в параллельное пространство.
5. «Почините сломанное!»
«Фантастическая Четверка» – это комикс о союзе четырех очень разных людей, однако и фильмы Стори, и новая картина «приблизили» Сью Сторм к Риду Ричардсу, сделав девушку блестящим ученым. Очевидная ошибка – надо было следовать классическому комиксу и оставить Сью актрисой. Вспомним «Теорию Большого взрыва» – сколько юмора и драмы можно выжать из отношений физика и актрисы! Понятно, копировать «Теорию» было не нужно, и раскрыть эту тему стоило иным, более подходящим для супергеройского кино образом. Например, можно было сделать Сью сравнительно успешной телезвездой, которая после гибели матери не пошла в колледж, а начала сниматься, чтобы обеспечить своего тогда еще несовершеннолетнего младшего брата, и которая теперь тяготится тем, что ее все знают как «тупую блондинку» из популярного ситкома, хотя она куда умнее своей героини. Это бы на символическом уровне обосновало суперспособности Сью – она может становиться невидимой (страх перед публикой) и может создавать силовые поля (сильный материнский инстинкт). Участие же в приключениях «Четверки» придало бы жизни Сью смысл, которого девушка была лишена во время съемок в плоском шоу. Возможны и иные варианты – и любой из них был бы психологически интереснее, чем Сью, занимающаяся математикой и программированием.
4. «Только не фон Дум!»
Нам уже доводилось писать о том, почему создатели экранизаций комиксов правильно делают, когда в фильмах о превращении персонажа в супергероя подставляют ему второстепенных противников, а не ведущих суперзлодеев вроде Джокера. Если «супер» в первой же серии заваливает «финального босса», то куда ему дальше развиваться? А поскольку Виктор фон Дум – основный злодей комиксной «Четверки», то его стоило бы приберечь для сиквелов. Все равно в первом фильме толком представить его было невозможно, поскольку основное внимание создатели ленты должны были уделить четырем главным героям. Но авторы картины нарушили это очевидное правило и в результате не воздали должное фон Думу и разозлили поклонников комикса, которые бы предпочли куда более обстоятельный рассказ об этом знаменитом персонаже. Кроме того, ранее не задействованный суперзлодей сделал бы картину интереснее и оригинальнее.
3. Неблокбастерный ритм
Картина продолжительностью в 100 минут проводит 40 из них, неспешно подготавливая почву для супергероической трансформации героев. Это явный показатель того, что авторы фильма завалили работу над сценарием. А если так долго и нудно добираться до экшена было совершенно необходимо, то экшену стоило уделить куда больше времени, чем ему уделяет «Четверка». Ведь в супергеройских блокбастерах экшен – это главное, а все остальное – гарнир. Хотя и весьма и весьма важный.
2. Неподходящий режиссер
Чем меньше в Голливуде снимают «средних» фильмов, тем труднее расти начинающим постановщикам. Сегодня ты поставил малобюджетную ленту, а завтра тебя нанимают для съемок грандиозного блокбастера и взваливают на твои плечи судьбу многомиллионной франшизы. Это как старый метод обучения плаванию – только в этом варианте ребенка бросают в воду с гирями на ногах. Некоторые сдюживают, и тогда их осыпают похвалами, как это недавно было с Колином Треворроу, когда он «перепрыгнул» от малобюджетной фантастической трагикомедии «Безопасность не гарантируется» к эпическому «Миру Юрского периода». Джошуа Транк же, очевидно, не сдал свой голливудский экзамен. О проблемах на площадке «Четверки» начали писать задолго до того, как 30-летний «вундеркинд», прославившийся благодаря молодежному фантастическому фильму «Хроника», завершил съемки. И теперь из публикаций на эту тему складывается цельная картина неадекватности режиссера, который настаивал на неудачном художественном видении, не слушал умных советов, буквально отгораживался от коллег (его рабочее место на площадке было окружено черным тентом!)… И который теперь в Twitter уверяет, что если бы студия не вмешалась и не перекроила ленту с помощью монтажа и дополнительных съемок, то «Четверка» стала бы хитом. Однако, судя по всему, что мы знаем о его видении, без спешных переделок фильм вышел бы более цельным – в своей бездарности.
1. Продюсерская и студийная несостоятельность
Провал блокбастера – это всегда в первую очередь провал организовавшей съемки студии, и в случае «Четверки» хорошо видны те моменты, когда продюсеры Fox должны были вести себя иначе. Прежде всего, студия должна была обеспечить неопытному режиссеру достойный сценарий, съемки на основе которого трудно было бы завалить. Далее, продюсеры должны были внимательно наблюдать за тем, что Транк делает, и не тянуть с вмешательством в тот момент, когда стало ясно, что проект дал течь. Наконец, если Транк был неадекватен и неисправим, то следовало его уволить и вовремя найти более опытного человека, который бы довел проект если не до хитовости, то хотя бы до кондиции. В конце концов Fox так и поступила, и картину завершал целый «комитет» творцов во главе с продюсером и сценаристом Саймоном Кинбергом. Но спасение «Четверки» началось тогда, когда можно было лишь кое-что подлатать, а не фундаментально улучшить кино.