Не одними блокбастерами, экранизациями комиксов и масштабными анимационными проектами жив кинематограф. Существенный пласт авторского, так называемого фестивального кино тоже имеет своего зрителя
Для начала стоит определиться, почему именно ММКФ стал главным кинематографическим смотром нашей страны и как его статус соотносится с другими фестивалями, чьи названия наверняка широко известны публике. Чтобы понять, какое место Москва занимает в системе мировых кинематографических координат, достаточно знать лишь одно: Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров отнесла Московский смотр к фестивалям класса «А». Это значит, что по мировым меркам ММКФ находится на той же ступени, что и знаменитые Канны, Берлин и Венеция. И если уж начинать путешествие по мировым фестивальным столицам, то начать стоит именно с самого близкого, самого родного Московского кинофестиваля, открывающего свои двери зрителям, критикам и создателям кино уже в 36-й раз.
Впрочем, как и многое в нашей «стране с непредсказуемым прошлым», летоисчисление ММКФ совсем не такая простая штука, как может показаться на первый взгляд. При том, что официально фестиваль добрался до 36-й отметки, история его начинается в далеком 1935 году. По тем сведениям, что дошли до нас из тех времен, инициатива запуска кинематографического смотра принадлежит самому товарищу Сталину. Считается, что руководителя молодого советского государства заинтересовал зародившийся в 1932 году в Венеции международный кинофестиваль, первый в мире, и он захотел противопоставить капиталистическому искусству коммунистический взгляд на кино. Первый смотр получил название «Советский кинофестиваль в Москве», привлек участников из 19 стран и собрал жюри, в которое вошли Всеволод Пудовкин и Сергей Эйзенштейн. Открылся международный конкурс, проводившийся в ныне находящемся на реконструкции кинотеатре «Ударник», фильмом братьев Васильевых «Чапаев». В программу фестиваля вошло множество картин, впоследствии ставших признанными шедеврами своего времени. Смотр-дебютант получил восторженные отзывы критиков и специалистов, но, увы, закрепить успех Москве тогда не удалось – в государстве было много других насущных проблем, а затем грянула война.
Второе рождение Московский фестиваль получил в 1959 году, когда СССР уже возглавлял Никита Хрущев, а культурой в правительстве занималась Екатерина Фурцева. Запуск смотра, который задумано было проводить раз в два года, совпал с эпохой расцвета «оттепели» и приходом нового поколения режиссеров, воспитанного страшными военными годами. Знаковой на этом фоне выглядит победа картины Сергея Бондарчука «Судьба человека». Почти сразу ММКФ стал одновременно и генератором творческих конфликтов, и глотком свежего воздуха в стране, которая все больше отгораживалась от остального мира. Первое характеризуется скандалом, связанным с награждением в 1963 году фильма Федерико Феллини «8 1/2», крайне далекого от воспеваемого в Советском Союзе трудового реализма. Второе – это простой перечень звезд мировой величины, в 60-х и 70-х посещавших СССР в рамках фестиваля: к уже упомянутому Феллини добавьте Джину Лоллобриджиду, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Жана Маре, Монику Витти, Акиру Куросаву, Ива Монтана, Марчелло Мастрояни – такой россыпи имен можно позавидовать даже сейчас. Мир вынужден был признать высокий уровень нашего фестиваля, и в 1972 году московский смотр получил высший ранг – класс «А».
В 80-х ММКФ стал связующим звеном СССР с Голливудом – в рамках фестиваля был показан фильм Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», впервые жюри возглавил американский актер (Роберт Де Ниро в 1987 году). С тех пор заокеанские гости стали обязательным атрибутом церемоний открытия и закрытия фестиваля, Москву за прошедшие четверть века посетили Шон Пенн и Квентин Тарантино, Тильда Суинтон и Вуди Харрельсон, Тиль Швайгер и Джон Малкович, Брэд Питт и Джек Николсон, Фанни Ардан и Мерил Стрип.
Участвовать в основном конкурсе Московского кинофестиваля считали за честь многие именитые европейские и азиатские кинодеятели, наград смотра удостаивались Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси, Дамиано Дамиани и Акира Куросава, Глеб Панфилов и Александр Рогожкин. Своим становлением во многом обязаны Москве Аки Каурисмяки и Кането Синдо, Иштван Сабо и Кшиштоф Кесьлевский. Обладателем главного приза (с 1989 года победителям вручается статуэтка «Золотой святой Георгий», до этого жюри вручало медали) в разные годы становились такие картины, как «Война и мир» Бондарчука, «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, «Дерсу Узала» Куросавы, «Мимино» Георгия Данелии, «Иди и смотри» Элема Климова, «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. Как видите, высокое жюри часто бывает благосклонно к фильмам страны – хозяйки фестиваля.
Следуя в зарубежном тренде, ММКФ не пытается наглухо отгородиться от массового зрительского кино, в рамках фестиваля проводятся мировые премьеры блокбастеров – в 2008 году летней Москвой «завладел» «Хэнкок», в 2011 году фильмом открытия стали «Трансформеры 3», а в прошлом году создатели представили в российской столице «Мировую войну Z». Не останется без сладкого московский зритель и в этом году – закроет фестиваль грандиозная голливудская фантастическая битва «Планета обезьян: Революция».
Что же сегодня представляет собой фестиваль? С 1999 года президентом ММКФ стал Никита Михалков, и с тех пор изменений в структуре смотра почти не происходило. Фестиваль состоит из трех больших секторов. В основном конкурсе в 2014 году представлено 15 картин, лучшую из которых выберет Большое Жюри, председателем которого в этот раз выступит прославленный Глеб Панфилов. В традиционном уже конкурсе документального кино, заменившем некоторое время назад привычный смотр дебютов «Перспективы», первенство определится среди восьми лент. Любителей короткого метра ожидает отдельная секция. Кроме этого, ММКФ славится своими обширными внеконкурсной и ретроспективной программами, в которых выделяется полюбившийся многим смотр «8 1/2 фильмов». Откроет 36-й Московский международный кинофестиваль документальная картина режиссера Гейба Польски «Красная армия», история знаменитой первой хоккейной пятерки сборной СССР, впервые показанная в Каннах.