
Когда простота геймплея компенсируется глубиной нарратива.
Главное, что нужно знать о Pirate Yakuza in Hawaii — то, что это спин-офф основной серии со всеми вытекающими. То есть можно ожидать, что проект будет похож на другие части франшизы, но с упрощениями и изменениями. Изначально игра и вовсе планировалась как Like a Dragon Gaiden: Pirate Yakuza in Hawaii, но Gaiden решили убрать после не лучшего приема прошлого спин-оффа — тот ругали за короткую продолжительность и спорные механики. Обе проблемы были учтены в новинке.
Что только не выносит на берег после шторма! В этом убедился мальчик Ноа, обнаруживший во время прогулки татуированного мужчину с амнезией. Загадочный незнакомец быстро понимает, что он — бывший (а то и нынешний) якудза, но решает расширить свои преступные наклонности и заодно стать пиратом. Всамделишным: плавать под парусом, стрелять из пушек, брать на абордаж другие суда и искать сокровища. Восстановление памяти отходит на второй план перед поисками загадочного клада «Эсперансы», который Горо Мадзима (именно так зовут новоявленного пирата, о чем он узнает от бывших коллег якудза) решает найти вместе с Ноа и его отцом — искателем сокровищ. Воспоминания подождут!
Что в основе?
Пока основная серия Like a Dragon радует пошаговым геймплеем и командными схватками, Pirate Yakuza уходит «обратно в прошлое» и возвращает потасовки в реальном времени. Потерявший память Мадзима сражается двумя основными способами: привычным стилем «Бешеный пес Симано», в котором он сочетает атаки кулаками и танто на очень большой скорости, и новый «пиратский», с двумя саблями, пистолью и крюком на веревке. Стили можно переключать в любой момент, выбирая более удобный по ситуации. Еще одно нововведение, распространяющееся сразу на оба стиля — возможность сражаться в воздухе, как прыгая самому, так и подбрасывая особыми атаками врагов. Механику явно стоит еще доработать, но на динамику она влияет достаточно интересно.
Естественно, в пиратской игре нашлось место и морским баталиям. Для этого Мадзима обзавелся Горомару: корабль назван, как ни парадоксально, не в честь Горо Мадзимы, а в честь другого Горо — ручного тигра Ноа. После сюжетного улучшения судно может ускоряться на реактивных двигателях, стрелять из различных пушек, установленных по бортам (от простых, с ядрами, до лазерных) и атаковать впереди плывущие суда с помощью пулеметов, тоже кастомизируемых (как насчет «кокосовой» пушки?). Арсенал у корабля нехитрый, но на увлекательные и не сильно затянутые бои — более чем хватает. Особенно с учетом возможности дрифтовать прямо в открытых водах с помощью реактивного ускорения, что выглядит также нелепо и весело, как и звучит.
На Горомару придется исследовать просторы океана, искать сокровища и сражаться в колизее в Мэдлантисе — особой пиратской мекке, где царит полное беззаконие. Львиная доля сюжета проходит именно там — как на суше, в диалогах с различными пиратами и другими криминальными элементами, так и на воде — в том числе и в соревновательных схватках.
Чем еще заняться пирату?
Like a Dragon не была бы собой без дополнительного контента в количестве, превышающем основную кампанию. Pirate Yakuza традиции не предает: в дополнение к пяти сюжетным главам она может предложить 31 дополнительную историю, более четырех десятков вербуемых пиратов со своими уникальными требованиями (а без требований — и того больше), целый зоопарк бездомных животных, которым нужна помощь, и россыпь мини-игр — от покера и риити-маджонга до картинга и безумного бейсбола с ядрами вместо мячей. Каждая активность при этом отлично проработана и буквально призывает себя попробовать: почти во всех играх есть полезные награды, помогающие в прохождении, будь то сундуки с сокровищами, пополнение пиратской команды или, например, предметы гардероба и кольца. На последних трех стоит остановиться отдельно.
Пираты нужны для функционирования Горомару: нужно назначать и пушечный расчет, и абордажную команду, и небольшую группу для сухопутных вылазок. Боевитые моряки в стычках получают опыт и растут в уровне, улучшая свои характеристики. Стоит внимательно следить, кто в чем хорош: кто-то отлично владеет грубой физической силой, кто-то лучше стреляет из пушек, а кто-то и вовсе дает немало полезных бонусов в качестве первого помощника капитана. Сложностей при этом нет и все максимально прозаично — достаточно сравнивать цифры.
Кольца, в свою очередь, меняют характеристики уже самого Мадзимы. Носить можно сразу десять, по одному на каждый палец: какие-то защищают от определенных типов урона вроде огня или выстрелов, другие улучшают силу героя, а третьи дают какие-нибудь пассивные бонусы. Есть и комплекты колец, надев которые Мадзима получает особый бонус вроде ускорения атаки или медленного накопления жара — так называется особая шкала, которую можно потратить на особо разрушительные атаки.
Наконец, одежда не несет никакой важной функции и буквально позволяет менять внешность героя. Гардероб невероятно богатый: больше сотни предметов — от гаваек и шорт до строгих костюмов и полноценных сетов брони. Есть даже платье хостесс — отсылка для давних фанатов серии, заставших необычный облик «безумного пса» в Yakuza Kiwami.
Неожиданный психологизм
Геймплей хоть и претерпел определенные изменения, но по большей части остался узнаваемым. Чего не сказать про историю, которая сделала один из самых неожиданных для серии поворотов.
Дело в том, что Like a Dragon (и Yakuza до переименования франшизы) всегда была серией о сформировавшихся героях. Например, Кирю Кадзума, основной протагонист первых шести частей, сразу имеет четкую жизненную позицию, внутренний стержень и набор убеждений, поэтому, в общем-то, практически не меняется. Сюжеты игр всегда рассказывали о каких-то ситуациях, требующих разрешения, будь то предательство близкого друга или, например, война между противоборствующими кланами якудза. Каждый раз решение находилось именно благодаря уже сложившейся личности Кирю — непреклонной, верной и по-своему романтичной. В таком виде он представал даже в приквеле, Yakuza 0, где как раз впервые дали возможность сыграть за Горо Мадзиму. И последний радикально отличался.
За свой век Мадзима успел пережить немало, и события прошлого сломили его как личность. Именно это и привело к появлению «бешеного пса Симано»: сумасшествие проявилось в качестве защитной реакции на невероятное психологическое давление. На проживание травмы у героя ушло немало времени, и на протяжении серии можно наблюдать, как меняется личность Мадзимы: если в Yakuza он предстает совершенным безумцем, то к пятой части, например, находит определенный баланс, продолжая склоняться в сторону сумасшествия и жестокости. Тем интереснее было ввести амнезию и позволить Горо окончательно отбросить маску.
Разработчики перед выходом игры неоднократно отмечали, что потеря памяти — важный сценарный ход, без которого история не вышла бы столь же комплексной и проработанной. И действительно, Pirate Yakuza позволяет беспристрастно взглянуть на личность героя и понять, сколько на самом деле притворства в его обычном поведении. Во вступительной катсцене, например, Мадзима предстает совершенно растерянным и напуганным, но первая же драка дает понять, что он явно не самый хороший человек. Что совершенно не мешает ему проявлять доброту и участие куда чаще, чем раньше. Наиболее ярко разница проявляется во взаимодействии со старыми знакомыми, которых Мадзима успел позабыть.
Естественно, Горо возвращает память, но полностью отказываться от личности капитана не собирается. Тем интереснее посмотреть, что же ждет героя дальше: финальные титры обещают, что продолжение следует. Ждать по-идее недолго: новые Like a Dragon стабильно выходят почти ежегодно, так что, глядишь, узнаем, что ждет Мадзиму уже в 2026-м!