Никаких сомнений – это унылая и бессмысленная постановка, без всяких оснований претендующая на ваше время
Преуспевающий писатель, сценарист и преподаватель Мартин (Себастьян Кох) знакомится на вечеринке в честь дня рождения его взрослой дочери Сары (Ребекка Найт) с французской красавицей Анжеликой (Лотте Вербеек). На следующий день Анжелика исчезает, и вскоре ее находят мертвой. Пока полиция разбирается, погибла ли девушка случайно или была убита, к Мартину и Саре приезжает Тереза (тоже Вербеек), сестра-близнец покойной. Она останавливается у них дома, и ее отношения с хозяевами быстро выходят за рамки приятельских.
Куда пропал известный в 1990-х британский и голливудский режиссер, постановщик таких картин, как «Покидая Лас-Вегас», «Свидание на одну ночь» и «Тайм-код»? Если не учитывать его периодическую работу над сериалами (в частности, он снял одну из серий «Клана Сопрано»), можно сказать, что Майк Фиггис ушел в глубокое подполье. Настолько глубокое, что подробности о его последних картинах трудно найти даже во всезнающем Интернете.
Когда читаешь синопсис «На грани сомнения», кажется, что британец наконец-то выбрался из андерграунда, выдохнул то, что он курил в последние годы, и вернулся к созданию увлекательных лент. Детективное расследование, интеллигентные персонажи, соблазнительные женщины, мрачные семейные тайны – все это стандартные, но качественные ингредиенты для эротического триллера, и многие режиссеры сварили бы из них вполне съедобный суп. Фиггис, однако, быстро показывает, что ему не интересно кормить зрителей занимательным зрелищем. Вместо триллера он снял нечто сумбурное, претенциозное, неловко заигрывающее с постмодернизмом (по ходу действия Мартин и его студенты обсуждают сценарные ходы повествования) и часто показывающее публике неприличный жест. «Вы думали, что эта сцена интересно закончится или что та последовательность событий выльется во что-то примечательное? Держите карман шире! Это артхаус, а не мейнстрим!»
В самом конце картины главный герой замечает, что жизнь не укладывается в рамки стандартных сюжетов. Действительно, повествователь, рассказывающий реальную или реалистичную историю, не обязан подгонять ее под жанровые шаблоны. Но он все равно должен рассказывать занимательно, чтобы зрители не умерли со скуки. Как минимум, он должен заставить публику сопереживать персонажам. Фиггис же не добивается даже этого. Кто убил, кого убил, было ли вообще преступление, куда делась пропавшая много лет назад жена Мартина и мать Сары… Ни один из этих вопросов вас не захватит, потому что режиссер так выстроил и так снял картину, что судьба персонажей, их прошлое и будущее вас совершенно не затронут. Ни интеллектуально, ни эмоционально. Равно как и потуги Фиггиса на постмодернистское остроумие.
Похвалить постановщика можно лишь за мастерство, с которым он саботирует все потенциально достойное в фильме. Себастьян Кох – заслуженная звезда немецкого кино, один из ведущих актеров прославленной «Жизни других»? «Пусть он будет весь фильм ходить с угрюмым лицом человека, который мучается похмельем и не может “поправиться”!» Голландка Лотте Вербеек – восходящая звезда европейского артхауса и костюмного кино, исполнительница роли Джулии в сериале «Борджиа»? «Давайте сделаем все, чтобы она не казалась сексапильной, хотя ее роль этого вроде бы требует!» Казалось бы, такое шило в мешке трудно утаить. Но у Фиггиса почти получается. Вот бы это мастерство, да в мирных целях… А не для создания картины, которая одновременно угнетает, раздражает и вгоняет в сон. Да еще и, кажется, претендует на изображение хаотичности реальной жизни. Хотя что реального в том, что молодая девушка, чья сестра только что погибла, немедленно закручивает нечто вроде романа с пожилым и не слишком привлекательным иностранцем, в доме которого она остановилась? Это не реализм, это несбыточные грезы стареющего сценариста. У которого недостаточно самоиронии, чтобы, например, превратить картину в пародию. Жаль, потому что из такого художественного хода мог бы выйти толк