Рассказываем о, безусловно, худшем творении в карьере Дж.К.Роулинг
После событий первого фильма опасного волшебника Грин-де-Вальда (Джонни Депп) запирают в тюрьме. Но вскоре он сбегает и отправляется в Париж, чтобы собрать группу единомышленников и захватить власть в мире магов. В первую очередь Грин-де-Вальд хочет добраться до Криденса Бэрбоуна (Эзра Миллер), единственного человека, который, как он считает, способен победить Альбуса Дамблдора (Джуд Лоу). Чтобы помешать планам злодея, Дамблдор посылает в Париж своего ученика Ньюта Саламандера (Эдди Рэдмейн), который объединяется со своими старыми приятелями в борьбе против могущественного тёмного мага.
В последние годы с Дж.К. Роулинг, автором одной из лучших детско-подростковых серий книг нашего века, творятся странные вещи. Писательница даёт право продолжать свою историю о Мальчике-который-выжил некомпетентным театралам, переписывает канон в угоду социальной повестке — будто специально пытается загубить собственное наследие. На фоне таких странных творческих решений попытка сделать из маленькой книжки-энциклопедии полноценную кинофраншизу даже кажется вполне адекватной. И всё бы ничего: вроде и сеттинг у «Фантастических тварей» интересный, и история вполне способна добавить в мир чародейства и волшебства любопытных деталей. Вот только с каждой работой Роулинг её писанина всё больше напоминает фанфикшен.
И это нисколько не преувеличение: «Преступления Грин-де-Вальда» содержат чуть ли не все отличительные черты плохого фанатского произведения. Не плохого на уровне «Минерва Мак-Гоногал любила котов и из-за этого даже иногда становилась кошкой», а скучно-плохого, раздражающе плохого. Такого, где новые одноклеточные герои появляются с периодичностью в пять минут, чтобы выполнить свою функцию и сгинуть к концу фильма в небытие. Такие, где главная интрига строится на родственных связях: кто кому брат, кому – сестра, а кому — троюродный деверь по бабушкиной линии. И никто не спросит, а не плевать ли вам на генеалогическое древо третьестепенного персонажа Эзры Миллера. Потому что это уже не фильм о волшебниках, а индийское кино, в котором, правда, никто не танцует. А жаль. Могло быть хоть что-то новое.
Роулинг слишком увлекается описанием окружающего мира, деталями биографии героев, которые глобальной истории и динамике только мешают. Понятно, что ей как писателю пространство может быть так же интересно, как повествование, — но в кино, в отличие от романов, этот подход не работает. Вместо того чтобы рассказывать о заявленных в названии преступлениях Грин-де-Вальда, Роулинг закидывает в сюжет сотню крючков, которые, может быть, как-то отзовутся в будущем. А может, и не отзовутся — вы, главное, билет не забудьте на следующие три части купить, иначе не узнаете.
Всё, что действительно могло заинтересовать зрителя в продолжении, внезапно деградировало — даже по сравнению с и без того не великой прошлой частью. Первым «Тварям» можно было простить односложных героев: подразумевалось, что их характеры позже обретут какую-никакую глубину. Но у «Преступлений Грин-де-Вальда» на знакомых персонажей попросту нет времени — ведь надо ещё ввести сотню новых, таких же плоских и неинтересных. Особенно досталось Ньюту Саламандеру: милый путешественник из оригинала превратился в карикатурного «безумного учёного» с застывшей на лице кривой ухмылкой. Как будто у Эдди Рэдмейна вслед за его героем из «Теории всего» отказали все мимические мышцы.
Кое-как мог спасти ситуацию сам Грин-де-Вальд — харизматичное зло, чей дар убеждения настолько велик, что даже положительные персонажи не всегда могут перед ним устоять. В отличие от Волан-де-Морта, позицию героя Джонни Деппа можно понять и принять, его фигура куда более неоднозначна. Точнее, могла бы такой быть, если бы Роулинг не пыталась так яростно показать всем свою «правильную» социальную позицию. Поэтому — чтобы никто вдруг не запутался в суждениях о добре и зле и не подумал, что в антагонисте с явным намёком на Трампа (вам самим не надоело?) может быть что-то неоднозначное — банда Грин-де-Вальда периодически убивает детей и старух. Ну хоть не ест их, и на том спасибо.
Роулинг явно нужен хороший режиссёр, проводник в мир кино, который отрежет от её буйной фантазии ненужное и оставит только то, что будет работать в формате фильма. Но писательница поступила хитро: взяла снимать «Тварей» Дэвида Йейтса, самого скучного из всех постановщиков, работавших над «Гарри Поттерами». У него нет ни намёка на свой почерк: всё по шаблону, по указке — он, словно дементор, высасывает из фильма всё веселье. В руках Йейтса даже сцена возвращения в Хогвартс вышла серой и заурядной — хотя, казалось бы, уж это испортить невозможно.
С 15 ноября в кино.