Ремейки редко удаются лучше оригинального фильма – это аксиома. Более того, их принято ругать уже за сам факт их существования – ишь ты, чего удумали, на святое покусились!
Рубеж девяностых и нулевых в жанре ужасов прошел под знаком «джей-хоррора» – японских страшилок о суровых девочках с длинными темными волосами. «Проклятие», «Звонок» и их многочисленные сиквелы добились известности далеко за пределами родной Японии, так что направлением (а вернее, стилистикой) заинтересовались даже на Западе, где по-быстрому соорудили американизированные версии «Звонка» (2002) и «Проклятия» (2003). Свои плюсы есть и в последнем из них, но на настоящее большое кино все-таки больше похож именно «Звонок» – да, в нем нет того животного страха, который охватывал во время просмотра японского оригинала, зато есть уверенная режиссура Гора Вербински и прекрасная Наоми Уоттс в главной роли.
Поймите нас правильно, ставить на одну доску оригинальную «Техасскую резню бензопилой» и ее ремейк от студии Майкла Бэя Platinum Dunes было бы не совсем правильно (а точнее, совсем неправильно), но не отметить этот фильм мы решительно не можем. И потому, что он весьма неплох сам по себе, но в большей степени потому, что именно он обновил и переизобрел жанр слэшера для нового тысячелетия. Минимум драматической нагрузки, максимальный упор на брутальность, секс и, что немаловажно, визуальный стиль – те времена, когда молодежь можно было взять дешевой «шероховатой» картинкой, давно прошли, теперь все должно быть снято так, чтобы хоть завтра на «Оскар» отправлять. Плюс в «Техасской резне бензопилой» как-то особенно удачно подобрались актеры – фильм стоит посмотреть хотя бы из-за Джессики Бил в иконичной уже белой майке.
Первая часть зомби-цикла Джорджа Ромеро, «Ночь живых мертвецов», получила официальный ремейк в 1990 году (весьма, кстати, неплохой, но в эту подборку не включенный по причине своего возраста), а 14 лет спустя начинающий режиссер Зак Снайдер «проапгрейдил» второй фильм франшизы, «Рассвет мертвецов». И проапгрейдил так здорово, что его картину в списках лучших ремейков вспоминают особенно часто. А все потому, что вместо того, чтобы состязаться с оригиналом по части социальной сатиры, саспенса или ощущения тотальной безнадеги, Снайдер сделал упор на яркий, эффектный экшен, превратив размеренный, атмосферный триллер в разухабистый хоррор-боевик.
Один из самых заметных хоррор-режиссеров последнего десятилетия Александр Ажа впервые заявил о себе бескомпромиссным слэшером «Кровавая жатва» (2003), который снял в родной Франции. Предложение попробовать силы на Западе не заставило себя ждать, и через три года вышел англоязычный дебют Ажа – ремейк классического хоррора Уэса Крейвена «У холмов есть глаза». Справедливости ради, оригинал был не бог весть какой вехой в жанре, так что в данном случае можно со всей уверенностью утверждать, что ремейк превзошел оригинал по всем статьям – он страшнее, напряженнее, кровавее и, что немаловажно, умнее предшественника, с магнетичным саундтреком от Tomandandy.
И снова Александр Ажа, и снова ремейк – на этот раз южнокорейского хоррора о кровожадных демонах, живущих внутри зеркал. Впрочем, в данном случае Ажа переработал оригинальный фильм, оставив в неприкосновенности только его центральную идею. В итоге у него получилось вполне самостоятельное кино – не такое органичное и цельное, как те же «Холмы», но весьма жуткое и запоминающееся. Так, сцена с милейшей Эми Смарт, принимающей ванну, навсегда останется в памяти тех, кто решился-таки «Зеркала» посмотреть. В прокате тем не менее фильм окупился с трудом, так что сиквел снимали уже в режиме экономии – без Ажа и для выпуска сразу на видео.
Оригинальный «Последний дом слева», снятый Уэсом Крейвеном в 1972 году, считался одним из самых брутальных фильмов своего времени, во многих странах цензоры кромсали его в капусту или вообще запрещали. Ремейк поддерживает примерно такой же градус насилия, но к 2009 году историей о насильниках и жестоком отмщении за поруганную честь уже было никого не удивить. Тем не менее из общего ряда подобных слэшеров «Последний дом слева» все-таки выделяется, и у нас к нему всего одна претензия (кстати, общая с недавним же ремейком «Соломенных псов») – Тони Голдвин в роли отца главной героини с большим трудом тянет на интеллигентного «рохлю», неспособного постоять за себя и свою семью. А вот злодеи здесь прекрасные – в их числе, кстати, Аарон Пол, который тогда только-только начал сниматься в сериале «Во все тяжкие».
У оригинального фильма Томаса Альфредсона, снятого в 2008 году в Швеции, множество достоинств – так много, что создание американской версии изначально казалось гиблой затеей. Но поставивший ремейк Мэтт Ривз не стал пытаться перепрыгнуть предшественника, а всего лишь скрупулезно адаптировал его для западного зрителя: убрал двусмысленные намеки «на толстые обстоятельства» и сконцентрировался на отношениях двух главных героев – диковатого замкнутого мальчика и девочки-вампирши с внешностью Хлои Грэйс Морец. Понятно, что какие-то тонкие вещи в англоязычном «пересказе» потерялись, однако вязкая, маетная атмосфера страшной сказки и трудно вербализируемая тоска перед лицом вечности в ремейке остались, а это уже достижение.
Все мы любим фильмы, которые изобретают что-то новое – ходят неизведанными тропками, удивляют неожиданными поворотами, задействуют революционные приемы, которые ранее не задействовал никто. Но отсутствие всего этого не делает фильм по умолчанию плохим – так, «Безумцы», являющие собой ремейк одноименного ужастика Джорджа Ромеро 1973 года, не содержат ровным счетом ничего из того, чего бы мы не видели ранее, но при этом представляют собой на редкость качественный образец увлекательного экшен-хоррора – с уверенной режиссурой, небесталанными актерами, достойным гримом. Символично, что «Безумцев» удостоили аж десяти номинаций на разных, преимущественно жанровых фестивалях, но ни одна из них не вылилась в награду. Мол, да-да, мы заметили и нам понравилось, но золотую медаль за просто уверенное выступление не дают.
В случае этого фильма необходимо оговориться, что «Я плюю на ваши могилы» – фильм не очень хороший, но в данном случае мы имеем дело с ремейком хоррор-триллера, который, в общем-то, тоже на шедевр не тянет. Свою скандальную известность оригинальный слэшер, вышедший в 1980 году, приобрел из-за реакции цензоров, усмотревших в нем оду насилию (к слову, совсем небезосновательно), и ремейк в этом плане не отошел от своего прародителя ни на шаг. Это все тот же тупой, прямолинейный, жестокий, но крайне действенный «эксплойтейшен» – сначала несколько подонков насилуют девушку, а затем девушка устраивает своим обидчикам «матч-реванш» максимально жестокими способами. Спустя три года у ремейка появился сиквел (на деле, по сути, еще один ремейк) от того же Стивена Р. Монро – так в нем он играет на низменных инстинктах еще более виртуозно.
После того как Даррен Линн Боусман «выписался» из цикла «Пила» (Боусман снял в нем три части, со второй по четвертую), он начал искать себе новые проекты – и после фиаско с хоррор-мюзиклом «Репо: Генетическая опера» (2008) загорелся идеей ремейка старинного ужастика 1980 года «День матери». Забегая вперед, фильм не стал кассовым хитом и в большинстве крупных стран вообще вышел сразу на видео, но на этот факт лучше закрыть глаза. А обратить внимание на то, что это весьма напряженный и жесткий триллер (вдохновленный, кстати, реальной историей) о группе приятелей, которых берет в заложники чокнутая семейка во главе с психопаткой-мамашей в исполнении Ребекки Де Морней. Последняя выдает здесь свою лучшую роль со времен «Руки, качающей колыбель», да и остальные актеры подобрались достойные – Джейми Кинг («Город грехов»), Шон Эшмор («Люди Икс 2»), Брианна Эвиган («Шаг вперед 2») и Фрэнк Грилло («Судная ночь 2»).
Технически «Нечто» Джона Карпентера является ремейком черно-белого ужастика 1951 года, а «Нечто» версии 2011 года – не столько ремейк, сколько приквел фильма Карпентера, но мы все-таки решили включить его в нашу подборку, уж больно похожи сюжеты картин, а некоторые герои и ситуации напрямую отсылают к предшественнику. Вообще «Нечто» 1982 года – один из лучших фантастических хорроров в истории кино, и никто бы не удивился, если бы картину Маттиса Ван Хейнингена единогласно забросали помоями сразу после премьеры просто так, «чтоб неповадно было», но этого не произошло. Хотя до карпентеровской безнадеги обновленному «Нечто» очень далеко, да и Курта Расселла с его обледенелой бородой здесь никто не переиграл. Это просто неожиданно качественная «вариация на тему», не пытающаяся «расширить» или, не дай бог, заменить собой оригинал, – скромная, но не бесталанная «команда для разогрева» перед выступлением настоящих монстров.
Оригинальную «Ночь страха» (1985) у нас знают не очень хорошо, при том что на Западе она считается одним из основополагающих молодежных фильмов 80-х – это увлекательная история о пареньке, однажды узнавшем, что живет по соседству с вампиром. Ремейк позаимствовал от предшественника общую сюжетную канву и курс на сочетание страшного и смешного, но в целом у постановщика Крэйга Гиллеспи получилось немного другое кино, более жесткое и мрачное. Что ни в коем случае не делает его плохим – наоборот, «Ночь страха» образца 2011-го демонстрирует прекрасный саспенс и завидное остроумие, а Колин Фаррелл в роли вампира смотрится куда эффектнее Криса Сарандона из фильма 80-х.
И снова Александр Ажа с ремейком ужастика – на этот раз переделке подвергся хоррор Уильяма Люстига 1980 года, и переделке настолько радикальной, что от оригинала в картине Ажа осталась только общая сюжетная идея убийцы, одержимого скальпированием девушек. Вместо «грязной», «непричесанной» ленты Люстига мы получили безупречно стильную, эстетскую, почти артхаусную «психоделику», украшенную магнетичным синтезаторным саундтреком и стилем съемки «от первого лица». Последнее помогло Ажа добиться поистине удивительного эффекта: с одной стороны, мы чувствуем азарт хищника, загоняющего дичь, но с другой – тошнотворные убийства «крупным планом», совершенные, по сути, нашими руками, оставляют крайне гнетущее впечатление.
Подавляющее большинство фильмов в этом списке представляют собой «кровавую баню», упор в которой делается на натуралистичные спецэффекты и грим. «Женщина в черном» – кино совсем другого толка, это вкрадчивая мистика, пугающая гнетущей атмосферой «дома с привидениями». Дэниел Рэдклифф, как-то резко выросший из вечно юного Гарри Поттера в молодого мужчину, изображает здесь юриста, который приезжает в пустующее поместье, чтобы оформить бумаги, необходимые для его продажи. Но на месте выясняется, что в этих стенах обитает некое призрачное зло, угрожающее не только главному герою, но и его семье. В основе картины роман Сюзан Хилл, уже переносившийся на экран (телевизионный) в 1989 году, но автор новой экранизации Джеймс Уоткинс играет по современным правилам – его картина ближе к творениям Джеймса Вана («Заклятие», «Астрал»), чем к довольно степенной телекартине четвертьвековой давности.
К идее продолжения франшизы «Зловещих мертвецов» Сэм Рейми со товарищи пытались подступиться уже очень давно – они то думали о новых приключениях Эша, то пытались начать цикл заново с другими героями. Второй подход в конце концов взял верх, причем на аутсорсе – снимать ремейк поручили молодому таланту Феде Альваресу, а Рейми ограничился продюсированием. И Альварес не подвел – он удачно препарировал оригинальный фильм, взяв из него самые удачные идеи и дополнив их прямолинейным, но весьма экспрессивным хоррором. Получился настоящий аттракцион ужасов – жуткий, захватывающий, с упором на реалистичный грим и олдскульные «кровавые» эффекты, подавляющее большинство которых сделано без задействования компьютерной графики. Проголосовавшие долларом (фильм собрал 97 миллионов в мировом прокате!) зрители недвусмысленно намекнули, что тема «Зловещих мертвецов» еще не исчерпана, так что Рейми теперь вовсю обещает вернуться к ней в сериале с участием Эша.