В эпоху скоростного поглощения контента даже фильмы, которые идут чуть больше двух часов, кажутся непосильными. Но не перевелись еще на земле нашей режиссеры, у которых каждая секунда на вес золота, а золота у них в запасе, чтобы снять хорошее кино на 3-4 часа. Один из них ― Мартин Скорсезе, который выпустил свое очередное внушительное по хронометражу творение «Убийцы цветочной луны». По этому случаю вспоминаем другие важные фильмы, во время просмотра которых ваши дети успеют выплатить ипотеку (а если у вас нет детей, то они могут успеть появиться на свет, пока вы смотрите на экран).
Для Мартина Скорсезе не редкость снимать кино на 2-3 часа (а то и все 4, как было с «Ирландцем»), и в каждом случае лучше запастись каплями для глаз, поскольку Марти умеет приковать внимание. Но особо хочется выделить драму маэстро «Молчание» с Эндрю Гарфилдом и Адамом Драйвером, изрядно исхудавшими для своих ролей. В основе сюжета лежит одноименный роман Сюсаку Эндо о португальских монахах-иезуитах, которые приехали в Японию пропагандировать христианство и занимались этим на протяжении всех трех часов хронометража. И даже если вам сложно поверить в Бога точно так же, как и в то, что кино с подобным сюжетом может быть увлекательнее любого блокбастера, просто доверьтесь этому опыту и получите одно из самых мощных киновпечатлений в жизни.
Еще до того, как пандемия поделила мир на до и после, то же самое сделал Танос, щелкнув пальцами и натянув на них Перчатку Бесконечности. И если Джеймсу Кэмерону с его «Аватаром» в конечном итоге все же удалось удержать кассовый рекорд, то «Мстители: Финал» являются куда более обсуждаемым событием в мировой киноистории. 182 минуты экранного времени стали кульминацией третьей фазы киновселенной Marvel и вместили в себя сразу несколько значимых для нее событий, включая финальный поклон Тони Старка и последнее камео Стэна Ли. Даже фанатом КВМ быть не надо, чтобы оценить масштаб картины, а также свежий взгляд на путешествия во времени.
Фильм Майкла Чимино о войне во Вьетнаме не назовешь иначе как шедевром на все времена. «Охотник на оленей» вышел в 1978 году и собрал на экране сразу трех главнейших актеров века: Роберта Де Ниро, Кристофера Уокена и Мерил Стрип. Спустя год в прокат выйдет куда более известный фильм о той же самой войне с еще большим хронометражем, «Апокалипсис сегодня», но уровень нарастающего напряжения в ленте Чимино ничем не уступает Копполе, а где-то даже и переваливает за 100 по шкале от 1 до 10. И после просмотра «Охотника на оленей» вас вряд ли сможет впечатлить любая другая сцена с русской рулеткой.
Три часа и девять минут нескончаемой фантасмагории, безумия, беспорядка, абсурда и восхищения Марго Робби ― ровно столько подарил Дэмьен Шазелл миру в своем последнем на данный момент фильме «Вавилон». Картина является одой кинематографу, в частности Золотому веку Голливуда. Хронометраж тут точно не покажется затянутым ― каждый момент, когда ты думаешь, что удивить тебя больше нечем, Шазелл выскакивает из-за угла в сопровождении слонов, карликов и кобры, чтобы доказать обратное. И примерно еще три часа понадобится, просто чтобы переварить увиденное.
Если в Риме просили хлеба и зрелищ, то в современности Джеймс Кэмерон вывел новую идеальную формулу под названием «любовь и катастрофа». За счет этого картина смогла приковать внимание самой разношерстной аудитории: от девочек-подростков, раз за разом проживавших на сеансах историю первой любви вместе с Джеком и Розой, до матерых любителей истории и блокбастеров. Картина точно является одной из самых пересматриваемых в истории с подобным хронометражем. Ведь раз за разом, даже зная, что корабль все равно утонет, ты почему-то наивно веришь, что Джек и судно встретят совершенно другой финал, и накал эмоций остается все таким же.
Черно-белое кино длительностью более трех часов может сломать зрителя. Смотреть на чудовищные исторические события в двух тонах и на протяжении длительного времени не каждому под силу, но в то же время opus magnum Стивена Спилберга того стоит. В центре сюжета ― история Оскара Шиндлера, который посвятил всего себя спасению тысяч евреев в годы Второй мировой войны, жертвуя всем, что имел. И три часа, на протяжении которых каждые десять минут ты рискуешь заплакать, ― не такая уж высокая цена, которую ты платишь за наслаждение истинным искусством сторителлинга.
Двадцать лет назад, в далеком 2003 году, во время церемонии «Оскар» на сцену поднимались кинематографисты со словами благодарности. «Спасибо, что в этой категории не было “Властелина колец”», ― говорили они, забирая свои статуэтки. Потому что в тот год в номинациях по соседству с финалом трилогии Питера Джексона шансов не было ни у кого. Лента забрала все 11 «Оскаров» в своих 11 номинациях, и это событие, как и само «Возвращение короля», вошло в историю. Третья часть фэнтези-франшизы могла быть и короче на три необязательных концовки, но именно в них вся прелесть этой части ― ты так сильно не хочешь прощаться с героями и этой историей, а фильм не хочет делать этого в ответ. Режиссерская версия и того близится к четырем часам, которые пролетают в мире Средиземья так же незаметно, как и в кинотеатральной версии.