![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Предельно точный и исчерпывающий фильм о неизбежном конце вселенной
Конец девятнадцатого века. В маленьком доме на краю вселенной живут отец и дочь. Каждый день они работают, носят воду из колодца, едят и ложатся спать. Так проходит их жизнь. В ней есть все кроме, возможно, главного – смысла, цели и ответа на вопрос "зачем". В отсутствии смысла их жизнь постепенно, неторопливо сходит на нет, не оставляя надежды на другой исход событий.
Эпиграфом к фильму служит известная история о философе Ницше, адепте теории сверхчеловека, который, однажды увидев, как крестьянин бьет лошадь, сошел с ума и навсегда погрузился в молчание. Подобно тому, как в этот момент рухнул его мир, в фильме рушится вселенная, в которой больше нет сверхидеи, причин для того чтобы продолжать существование.
Картина Тарра – размышление о нас сегодня, о том, зачем мы живем, какие цели преследуем и почему земля, собственно, продолжает крутиться вокруг собственной оси. Во многом его работа продолжает новый виток экзистенциальных фильмов о конце вселенной с той лишь разницей, что Тарр дает предельно жесткий ответ: смысла, в сущности, не существует, и рациональных причин для каких-либо надежд на лучшую жизнь тоже нет.
Фильм получил "Серебренного медведя" на Берлинском кинофестивале.
Бела Тарр заявил, что навсегда покидает кинематограф.
В картине всего лишь 30 монтажных склеек.
За окном поднимается сильнейший ветер и первой, как наиболее живое существо, отказывается следовать привычному ходу вещей лошадь. В один из дней она просто перестает выполнять навязанные ей функции. Весь оставшийся фильм все постепенно сходит на нет: пропадает вода в колодце, перестает гореть огонь в лампах, мир погружается в молчание.
Единственный ударный момент в фильме – монолог гостя, который пришел, чтобы пополнить запасы венгерской водки. Его текст, по сути очередное пересечение с Ницше, о потере Бога и веры, которая в конце концов приводит к внутренней пустоте, фактическому угасанию человека и как следствие его смерти, не важно – духовной или физической.
Во многом "Туринская лошадь" пересекается с последней работой Ларса Фон Триера «Меланхолия», с той лишь разницей, что после "Меланхолии" хочется открыть лучшее шампанское и закатить вечеринку, посвященную неизбежному финалу, а единственное желание после просмотра фильма Тарра – навсегда погрузиться в молчание, потому что, кажется, самое важное уже сказано.