Хотя "Фаворит" Гэри Росса -- фильм американский, по духу он чисто английский, наподобие романов Дика Фрэнсиса, как раз пишущего про лошадей. Неспешный, породистый, остроумный, ухоженный и красивый. Однако не надо путать фильм с одноименным детективом того же Дика Фрэнсиса. Это наши прокатчики догадались переназвать "Фаворитом" неблагозвучного, по их мнению, "Сухаря" ("Seabiscuit"), да еще рекламировать его как "самый азартный фильм лета". Самое слабое место в фильме -- как раз не очень вдохновенная, стандартная съемка скачек, за редким исключением. Потому что не в них было дело. Дело в былой гармоничной жизни. С тех пор как из жизни исчезли лошади, из нее исчезло благородство.
Будучи экранизацией бестселлера американки Лоры Хиллебранд, "Фаворит" не скрывает своей литературности. Есть некий рассказчик, управляющий изображением. Однако, поскольку бестселлер богат событиями, это не мешает, а тоже становится частью киносюжета. Все "описания места и времени" подкреплены редкой кинохроникой, что добавляет эмоций, усиливая ностальгию. В сюжет легко залезла целая эпоха с 10-х годов XX столетия по 1940 год. Это мужики в мягких шляпах, красивые женщины в платьях из креп-жоржета, воздух чище, асфальта меньше. И что же цивилизация тогда не остановилась? Ведь было уже все: стиральные машины, холодильники, пылесосы. Куда еще дальше ее понесло? Но особыми сантиментами фильм тоже не страдает, поскольку основан на реальных событиях, в которых с соплями не переборщишь. Все в меру, просто нынче уже совсем недавняя, "мама-папина" реальность является старой красивой волшебной сказкой.
Многофигурная композиция связана с разными судьбами трех мужиков и одной лошади. Судьбы у всех тяжелые, но их это не смущает, поскольку лошадь приравнена к человеку. Ее тоже рожали, любили, воспитывали, бросали, издевались и возносили, а она скакала и скакала. Но она появилась далеко не сначала, поскольку была моложе мужиков. Самый старший из них – ковбой с Дикого Запада (Крис Купер), который упорно против цивилизации, а она его еще Великой депрессией наградила. Самый богатый – ставший автомобильным магнатом ремонтник из велосипедного магазина (Джефф Бриджес). Самый несчастный – отданный "в люди" разорившимися родителями мальчишка чуть выше ростом, чем требуется жокею (Тоби Магуайр). Они долго живут на экране, прежде чем познакомятся, чтобы сделать забитого скакуна по кличке Сухарь чемпионом. Ну, сделают, разумеется, а вы не догадались? Умелость рассказчика "Фаворита" – что вместо четырех танкистов и собаки с их шапкозакидательством он помещает трех мужиков и лошадь, и безнадежный союз безногого со слепым в максимально подробную, достоверную ретроспекцию.
Отношения не в разговорах, а в мелких джентльменских деталях. Отсюда все смотрится с равномерным интересом: капустка с морковкой в тарелке на секунду – не просто капустка с морковкой, а целая история перемен жокейской участи. Отсюда юмор – когда Сухарю принесли в подружки козу и куда он ее послал. Или когда много позже он вылез, весь забинтованный, навстречу аналогично забинтованному жокею. Кроме того, отсюда любовных линий ровно столько, чтобы не тошнило. Просто рядом с лошадями мужикам как-то не пристало быть малодушной сволочью, и они все кино ведут себя на манер "кто кого переблагородит". Крис Купер, лицом похожий то на Станиславского, то на Мейерхольда, после "Красоты по-американски" и "Адаптации" играет все лучше и лучше. Он достаточно поздно стал оскароносцем, чтобы теперь по-максимуму наверстывать. Отдельный супер-театральный, но работающий эпизод – с жуликоватым радиорепортером (Уильям Х. Мэйси). Примочки "прямого эфира" в 30-е годы были такие же, как сейчас, но гораздо смешнее. Самого Сухаря играют целых десять лошадей, что практически незаметно.
Фильм с бюджетом в 80 млн. может не окупиться лишь по результатам "премьерных уик-эндов". Он столь же демонстративно немодный, как твидовые костюмы. То они пыльные, пыльные, а потом вдруг – бэмс – самый писк. И со временем фильм окупится, и, может быть, кто-нибудь даже печенкой прочувствует, что "все мы немножко лошади" – это не просто слова.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.