Хэллоуин – праздник не самый русский, но у него есть свои поклонники и в нашей стране
– Святослав, наш с вами предыдущий разговор, приуроченный к выходу «Пиковой дамы», вызвал у зрителей большой интерес. Тогда мы обсуждали мир призраков, новый ваш фильм снова посвящен духам и привидениям. Вы идете навстречу зрительскому интересу или призраки интересуют вас лично?
– Все-таки правильнее будет говорить о моем интересе к этой теме. Мне было интересно работать в этом направлении и на «Владении 18», и в «Пиковой даме», и сейчас. Я буду рад, если зрители разделят со мной это увлечение.
– Тогда давайте попробуем их увлечь прямо сейчас. Расскажите, что же это за идея такая с мертвой невестой?
– Ну, мертвая – это мы забегаем чуть-чуть вперед… Началось все с небольшой заметки, кажется, в журнале «Вокруг света» о нескольких странных свадебных ритуалах и обрядах, когда жених вез свою невесту в далекую провинцию знакомить с семьей, а его родственники оказывались, мягко говоря, странными людьми. Эта идея заинтересовала группу продюсеров, они обратились ко мне с предложением написать сценарий, но мне эта линия показалась недостаточно увлекательной, и мы попробовали ее связать с пугающим обычаем фотографировать мертвых людей. Удивительный и пугающий ритуал фотографировать мертвецов, который существовал с середины XIX века, подтолкнул нас несколько развить историю, и отсюда, собственно, появилась наша мертвая невеста.
– Вы сами видели реальные фотографии мертвецов, сделанные так, будто эти люди обычные живые клиенты фотографа?
– Да, разумеется. Это совершенно открытая информация, об этом очень много рассказывается в Интернете, есть целые сообщества коллекционеров таких фотокарточек. Причем этот ритуал присутствовал даже в Советском Союзе вплоть едва ли не до 1980-х годов, тогда, правда, человека снимали уже в гробу, но много сохранилось и кадров начала прошлого века, когда мертвецов усаживали и фотографировали вместе с живыми людьми. Выглядит это достаточно странно и страшно.
– По сравнению с «Пиковой дамой» у «Невесты» изменился состав продюсеров и прокатная компания. Означает ли это, что к хоррорам в России стали относиться более лояльно, что в этот жанр поверили, с ним хотят работать?
– В какой-то мере это заслуга Владислава Северцева, многие идеи исходят от него. На «Пиковой даме» он выступил сопродюсером Георгия Малкова, а в «Невесте» стал генеральным. Но вы правы, определенный интерес появился, сейчас сотрудничество с нами уже не выглядит таким рискованным, как, скажем, лет пять назад.
– Владислав Северцев, насколько нам известно, продюсирует телевизионную «Битву экстрасенсов»…
– Да, все верно. Он ее основатель, идейный вдохновитель и давний продюсер.
– А вы не боитесь, что неоднозначное отношение к данной программе может бросить скептическую тень на вашу картину?
– Нет, ни в коем случае. Я вообще удивляюсь такому настороженному отношению к «Битве». Насколько я знаю, это мегауспешное шоу на канале ТНТ, для своей аудитории оно сделано очень качественно, отвечает всем запросам зрителей уже много лет. Выпуская «Пиковую даму», мы делали рекламное кросс-промо с «Битвой экстрасенсов», и результат был очень положительным, так что никаких предубеждений у меня нет, будем продолжать сотрудничать. Если же кто-то опасается, что мы связаны с «Битвой» сюжетно или стилистически, то, уверяю, это не так.
– В актерском составе «Невесты» мы заметили достаточно много имен, уже засветившихся в ваших «Владении 18» и «Пиковой даме». У вас настолько сплоченная команда, что актеры смело идут за вами в любой новый проект?
– В первую очередь, это мне интересно работать с данными людьми, мне любопытно попробовать их в новом амплуа, с новыми сюжетными задачами, в новых образах. Это же актеры, им нужно раскрываться с самых разных сторон. И, конечно, мы становимся близки, начинаем дружить. Я стараюсь работать с людьми, которым нравится то, чем мы занимаемся, с которыми мы имеем единые стремления.
– Не можем не задать вопрос о съемках в гробу. Актеры не очень любят подобное, у них существуют какие-то сложные ритуалы для того, чтобы не допустить «порчи» и «сглаза». Как вы справлялись на своей площадке с этими предрассудками?
– Да, это известная проблема. Насколько я знаю, кто-то из особенно суеверных актеров совершал какие-то ритуалы с бутылкой водки, которая должна быть уложена вместе с актером в гроб. Я же воздействовал иным методом. Я приводил в пример Уму Турман, которую Тарантино закапывал в гробу. Никому из актеров не хотелось уступать Уме Турман, все приметы сразу отбрасывались, и мы начинали снимать.
– В первом ролике к «Невесте» показан довольно атмосферный старинный дом. Это реальное строение или вы сооружали декорации в студийном павильоне?
– Да, это реальное здание. Я, к сожалению, не помню ее точное название, но это усадьба в Тушино, причем мы снимали в домике для прислуги, насколько я понимаю, это даже не основное здание. Так что все это находится в Москве, все существует, все совершенно реально, можно самим посмотреть, потрогать руками.
– Как вы разместились внутри со съемочной группой?
– Дом лишь называется «домиком прислуги», на деле он довольно большой. Разумеется, нам для съемочных нужд хотелось здание побольше и попросторнее, и число комнат и их размеры изначально нас не очень устраивали, поэтому пришлось кое-где поработать своими руками. Кроме того что внутри мы его передекорировали под тот период времени, который нам нужен был для фильма, мы фактически этот дом реставрировали. В советское время его перепрофилировали в гостиницу со всем соответствующим отношением к полам и стенам – мы привели строение в порядок, обновили его, а затем чуточку «состарили». Часть съемок проходила вокруг здания в прилегающем парке, что-то снимали в студии, но не слишком много.
– После работы над «Пиковой дамой» вы нам признались, что не считаете себя пока достаточно искушенным хоррор-режиссером. Сейчас, когда завершены съемки «Невесты», чувствуете ли вы, что получили достаточный опыт на этом поприще?
– Нет, я и сейчас не могу сказать, что научился всему. Постоянно происходят какие-то открытия, едва ли не каждое новое решение приходится подолгу обдумывать, не все можно формально перенести из одного фильма в другой, хотя какие-то вещи в чужих фильмах кажутся сделанными легко и просто.
– А вы следите за фильмами своих коллег?
– Да, конечно.
– Что-то можете сказать о российских картинах «Диггеры» и «Маршрут построен», для которых ваша «Пиковая дама» стала пропуском на большой экран?
– Фильм «Маршрут построен» как креативный продюсер делал мой друг Иван Капитонов, поэтому я читал сценарий и знал, как повернется сюжет, но Олег Асадулин сумел удивить даже меня. А «Диггеров» я пока, увы, не видел.
– А сами вы боитесь чего-то мистического?
– Нет, я человек прагматичный, поэтому каких-то иррациональных страхов за собой не замечал. Жизнь и без мистики полна удивительных вещей, хотя в кино страхи показывать необыкновенно увлекательно.
– Работа над картиной «Невеста» завершена?
– Да. Мы отсняли все оставленные на самый финал сложные постановочные сцены, все трюки. Сейчас лента уже находится на монтажном столе, идет кропотливая работа постпродакшена.
– Много ли в фильме будет графики?
– Самый минимум. Конечно, сейчас без компьютерной доработки не обходится ни один фильм, но мы стараемся использовать графику только для небольших зарисовок, только вспомогательные функции. Пугать будем только настоящими людьми.
– Можете вы, как режиссер, снявший уже несколько жанровых картин, дать какой-то совет тем, кто желает пробиться со своими идеями в большое кино? С чего будущим Карпентерам и Ардженто стоит начать?
– Рецепт здесь один – работать, работать и работать. Никто не обратит на вас внимание, если вам нечего будет показать. В любом жанре, на любом поприще нужно шаг за шагом продвигаться вперед, предлагая свои сценарии, снимая короткометражки, затем это движение превращается в снежный ком – вы придумываете, делаете, показываете кому-то, и вас обязательно заметят. Новые идеи, имена и лица всегда востребованы, нужно лишь побороться за свое будущее.