Французская драма о дуэлях, которая не попадает в цель.
Париж, 1887 год. Дуэли, несмотря на запрет, пользуются большой популярностью. Мужчины то и дело бросают друг другу вызов, защищая честь и достоинство. Клеман Лаказ (Рошди Зем), мастер фехтования, готовит юного племянника Адриана (Ноам Эджем) к состязанию с полковником Бершером (Венсан Перес). Параллельно развивается другая сюжетная линия: Мари-Роз Асти де Вальсэр (Дория Тилье) борется за женские права. Например, феминистка пытается добиться разрешения француженкам носить брюки. Из-за скандальных заявлений и эксцентричного поведения героиня становится объектом насмешек и осуждения со стороны журналиста (Дамиен Боннар). Мари-Роз Асти требует сатисфакции, но женщинам не дозволено участвовать в дуэлях. Вскоре пути Лаказа и де Вальсэр пересекутся, и герои помогут друг другу добиться поставленных целей.
Режиссер Венсан Перес, который также сыграл одну из ролей в фильме, может быть известен зрителям благодаря актерским работам. «Первая дуэль» — четвертая полнометражная картина в копилке кинематографиста. Его предыдущий фильм «Одни в Берлине» был представлен на Берлинском кинофестивале в 2016 году и тоже являлся исторической драмой. Тогда действие разворачивалось в нацистской Германии, а теперь — во Франции XIX века. Сюжет вращается вокруг практики поединков: дуэли были частью жизни французов более тысячи лет и даже после законодательного запрета являлись ключевым способом разрешения конфликтов. Перес изучает природу состязаний в эпоху отмены кровавого урегулирования противоречий, акцентирует внимание на мелких деталях и регламенте баталий, подчеркивает жестокость правил.
Картина Переса состоит из череды дуэлей: не проходит и 20 минут, как герои вновь требуют сатисфакции, назначают время, выбирают оружие. По сути, «Первая дуэль» соткан из фрагментов столкновений джентльменов, которые готовы отомстить за оскорбления или смерть родных, не теряя ни минуты. Мужчины дерутся на шпагах, пистолетах и даже верхом с саблями — режиссер продемонстрировал разнообразие поединков, которое может приоткрыть зрителю дверь в мир сражений XIX века. Сами сцены поединков по отдельности не вызывают вопросов: в них присутствует интрига, волнение и динамика. Но из-за обилия противостояний зритель попросту утомляется, в какой-то момент очередной вызов на дуэль уже выглядит до боли предсказуемым. Сложно обвинить Переса в романтизации устаревшего обычая, но и как такового анализа и переосмысления прошлого ожидать от фильма не стоит.
«Первая дуэль» выигрывает в те моменты, когда в кадре появляется Мари-Роз Асти де Вальсэр. Героиня — не плод воображения режиссера. Феминистка жила и боролась за права женщин в XIX столетии. В картине затрагиваются лишь некоторые инициативы де Вальсэр, за кадром остается ворох других достижений. Мари-Роз Асти действительно сражалась на дуэлях. Но, помимо всего прочего, она также пыталась добиться равной оплаты труда и избирательного права для женщин. В картине же француженка, опередившая свое время, остается в тени героя Рошди Зема. Очевидно, активистка такого масштаба заслуживает отдельного байопика. Но «Первая дуэль» затрагивает судьбу де Вальсэр лишь по касательной. Это кино в первую очередь о том, как кровожадные традиции ломают судьбы и как аристократы легко выходят из себя.
«Первая дуэль» — ровная историческая драма, которая поднимает любопытную тему, но не реализует свой потенциал как следует. До самого финала не покидает ощущение, что фильм свернул не в ту степь и по дороге проиграл битву за зрительское внимание. Винить в этом хочется в первую очередь сценарий, который не раскрывает отношения и характеры персонажей должным образом. Временами кажется, что фильм непростительно затянут, а порой, напротив, слишком скомкан и требует дополнительных сцен и диалогов. Так или иначе «Первая дуэль» способна удивить только на титрах, когда всплывает информация о том, что запрет на ношение женщинами брюк во Франции официально отменили только в 2013 году. Вот бы про эту борьбу сняли кино.