Новое прочтение жизни Леонардо да Винчи – гения Высокого Возрождения, оставившего после себя огромное культурное наследие.
Биография титана Возрождения с давних пор является предметом художественных спекуляций. Загадочность и непостижимость гения — изобретательного художника, инженера при миланском дворе, ученого, скульптора и даже талантливого лютниста — послужила поводом для построения как психологических портретов, так и конспирологических теорий. Иными словами, Леонардо живет в культурном пространстве, дрейфуя где-то между Зигмундом Фрейдом и Дэном Брауном. Похожим образом рассуждали авторы итальянского мини-сериала — новой попытки подойти к биографии художника, где тайна личности и досужие байки слились с историческим экскурсом в Италию конца XV века.
Этапные события в биографии Леонардо — от ученичества у Андреа дель Верроккьо до службы у своенравного Чезаре Борджиа — сериал уместил в восемь эпизодов. Эйдан Тернер – ирландский актер, исполнивший роль да Винчи, — представил Леонардо не только как полимата и человека выдающегося ума: слабости, опасения и обстоятельства рисуют более сложный портрет гения. Возможно, он куда напыщеннее и страстнее, чем об этом говорит книжная биография Чарльза Николла или Уолтера Айзексона. Но когда факты и легенды перемешиваются в едином котле, то перед нами предстает гипотетический Леонардо – тот, о котором больше размышляют и фантазируют, нежели знают из достоверных источников.
Каждой серии также уготована искусствоведческая роль, где раскрываются тонкости работы над полотнами, известными всему миру. Как, например, Леонардо трудился над портретом Джинервы де Бенчи – флорентийской интеллектуалки, отразив в ее лице легкое томление и грусть. А также неоконченные и утраченные проекты, будь то глиняная скульптура коня для Лодовико Сфорца, миланского покровителя Леонардо, или «Поклонение волхвов» — знаменитый евангельский сюжет, который художник не довел до конца и покинул Флоренцию. Конечно, сухими фактами дело не обходится — сериал не метит в скучные исторические реконструкции, поэтому к биографическим справкам о Леонардо добавляются и многочисленные домыслы. Вот Катарина да Кремона (Матильда Де Анджелис) — вымышленный персонаж, влюблённая в гения крестьянка, чье присутствие выявляет популярное предположение исследователей: Леонардо, дескать, был гомосексуалом и предпочитал женщинам своих подмастерьев. Об этом также говорят эпизоды с Салаи (Карлос Куэвас) — преданным учеником, с которым художник почти не разлучался.
Или обвинение в содомии и заточение под стражу — популярный пункт из биографии Леонардо, раскрученный создателями до страстей из мыльных опер — со сложными взаимоотношениями, обманами и вероломством, где каждый норовит воткнуть кинжал в спину. Ближе к середине сериала, когда Леонардо пребывает на службе у герцога Сфорца, события из искусствоведческой биографии выруливают на территорию «Игры престолов» — понятно, что на одной только жизни одинокого гения фабулу сериала не выстроишь, поэтому в дело идут придворные интриги и заговоры. Здесь травят ядом, подозревают в предательстве и сокрушают троны — художник превращается в посредника, а талант — в подтверждение преданности своему покровителю.
Исторический Леонардо, судя по описаниям, был рыжеволос, величав и способен очаровывать людей — не только росписью мадоннами и инженерными проектами, но и природной харизмой. Создатели сериала пошли иным путём: их Леонардо — робкий, застенчивый и дерганый гений, идеальный детектив в эпоху до любого детектива — сценаристы, нетрудно догадаться, тоже не удержались от романтизации мятущегося характера да Винчи. И к концу сделали его кудесником и химиком, который справляется с делами не хуже Шерлока Холмса.
Слабое место великих биографий в том, что они зачастую описывают достижения, но реже — эмоции и личные качества. «Леонардо» старается решить эту проблему, предложив не только каталог незавершенных проектов художника, которые нашли свою реализацию в будущем: от дельтапланов до танков и водолазных костюмов. Авторы сериала попытались дать портретный образ художника, слепок его душевных переживаний и терзаний — для этого понадобились и платонические отношения с женщиной (показанные, кстати, крайне ходульно), и придворные страсти, разыгранные в сеттинге второразрядного триллера. Поэтому Леонардо в здешней оптике — не тот воспетый науками и искусствами титан, а мятежная натура, которой место в романтической и детективной литературе, а не на лекционных слайдах. По той же причине образ, созданный Эйданом Тёрнером, отражает скорее пласт культурного «сегодня», нежели исторического «вчера».
При всей энигматичности да Винчи, сериал вносит излишнюю понятность, кристальную ясность образа – создатели «сканируют» художника, предпослав его гению детские потрясения, с обреченностью на скитальчество и вечные поиски себя. Можно сетовать, что это не слишком честно по отношению к биографии, что чистота и романтичность Леонардо излишни и надуманны. Но авторы нашли удачный аргумент для своей миссии, поместив его в уста Верроккьо. Ведь нужно рисовать то, что чувствуешь, а не то, что видишь.