Головокружительная арахнида Майлза Моралеса выходит на новый уровень –– еще больше экшена, больше пауков и больше комикса.
Майлз Моралес успешно носит супергеройское трико и спасает Нью-Йорк от преступников. Но бремя спасителя иной раз мешает парню реализовываться в жизни, поэтому в семье Человека-паука возникает напряжение. Ситуация усугубляется, когда герой сталкивается с Пятном, а еще сильнее –– когда возлюбленная Моралеса, барабанщица Гвэн Стэйси, возвращается из другого мира и увлекает паучка в новую авантюру.
Самая захватывающая ревизия супергероики пожаловала, откуда никто не ожидал. Пока Marvel с помпой представляла киношного Человека-паука, Sony Pictures в 2018 году выпустила своего радиоактивного мутанта – мультфильм, мгновенно ставший флагманом жанра. Так из темной лошадки «Через вселенные» превратились в главный паучий перформанс на экране. Мультфильм будто бы завершал двадцатилетний цикл комикс-адаптаций, возвращая их в автохтонную землю: от реалистичных фильмов обратно, к пафосу пестрых глянцевых картинок, где герои и злодеи участвуют в настоящей титаномахии. Все вокруг искрилось, пребывало в постоянной динамике и головокружительном темпе, не давая и секунды на отдых, более того – даже на вменяемое объяснение, почему вселенная любимого супергероя, например, зашла так далеко. Здесь анимационному Человеку-пауку мало Нью-Йорка: он отправлялся искать себя в новых местах, минуя подземные туннели и шпили небоскребов. Мы уяснили, что 15-летний Майлз Моралес, равно как и его талантливые сценаристы, предпочитает авантюры в мультивселенной – идеальном месте, чтобы собрать арахнидов всех мастей.
Сиквел ожидаемо повысил ставки – раз уж в природе под сотни тысяч видов пауков, то почему бы и здесь не разрастись: милая команда из первого фильма, куда помимо Моралеса входила аниме-версия Пенни Паркер, комичная зверушка Свин-паук, обрюзгший Паркер и гвоздь номера – нуарный Человек-паук из 30-х, сменилась целой армией. От хищной фауны, созданной в межпространственной паутине, натурально разбегаются глаза: тут и брутальный Человек-паук 2099 в стильной экипировке (озвучка Оскара Айзека прилагается), и барабанщица Гвэн Стэйси, ставшая на героический путь, и беременная Женщина-паук, и даже панковский Человек-паук в духе Sex Pistols, не говоря уже о совсем сногсшибательном выходе индийской версии Питера Паркера – Павитре Прабхакаре, который рассекает на паутине по футуристическим Мумбаям. Режиссерская троица мультфильма – Жуакин Душ Сантуш, Кэмп Пауэрс и Джастин Томпсон (комичности ради их можно тоже представить как трех разных пауков) – уже точно вошла в летопись супергероики: они окончательно превратили мультивселенную из модной штучки и сладкой ваты для фандома в своеобразный нарративный ход. Авторы не только мастера ревизии (такого «Паука», мол, вы еще не видели), но и отпетые анархисты, пытающиеся электризовать ленту со всех концов: что-то здесь живет по законам кино, особенно по части композиции и внутрикадрового монтажа, что-то вчистую повторяет грамматику комикса, будь то цветовые всполохи или целый язык героических поз, а что-то и вовсе напоминает о каком-нибудь зоотропе – ведь движение образов, скрученных в кольцо, и является причиной того, почему эффект кино с нами приключается.
В этом паучьем атавизме, в зубодробительном графическом бешенстве, где два часа носятся по порталам, раздают тумаки, пускают паутину и прогоняют по всем цветовым спектрам, есть какое-то первобытное очарование аттракциона. Разговор «Паутины вселенной» и зрителей – только на языке избыточности и полиморфности, в кодировании мультфильма вторичными образцами комиксов и мультфильмов – здесь много пастиша, издевок и стилистических игр, которые проходят линией от нелепых анимационных сериалов о Пауке 70-х до имитации комиксных синглов, глянцевых суперкроссоверов и видеоигр. Стиль второго «Паука» – это все стили, соединенные через липкие паучьи волокна.
В этот раз кое-что поменялось: в мультфильме на порядок больше лирических отступлений, у Гвэн Стэйси –– центральный образ и конфликт не чета паучьим проблемам Моралеса, а неоновых всполохов в кадре еще больше, разве что теперь это буйство красок разворачивается в штабе Человеков-пауков. Смотреть, как дружелюбный супергерой устраивает погром в супермаркете, сражаясь с Пятном, конечно, в разы интереснее, чем прогонять всю ту же драму взросления о супергеройской ответственности и цене его становления. Но при нюансах и затяжном хронометраже «Паутина вселенных» – настоящий поток креатива, панк-рок от мира комиксов, работающий на бесперебойном питании и уважении к графической культуре: от набросков эпохи Возрождения до легендарных образов Джека Кирби.