Сиквел лучшего боевика своего времени разросся в масштабе, и это не совсем пошло ему на пользу, но экшен по-прежнему первоклассный
Рама (Ико Ювайс), с трудом выбравшись из осажденного дома в первом фильме, попадает в руки тайного отдела полиции, где ему предлагают поработать под прикрытием. Его задача – попасть в тюрьму и втереться там в доверие к сыну местного криминального босса, чтобы затем внедриться в его группировку. Выбора у Рамы нет – после событий «Рейда» он сам и его семья под прицелом, а «старшие товарищи» обещают взять заботу о его жене и ребенке на себя.
За последние десять лет в фильмах о боевых искусствах случилось не так уж много настоящих событий – Донни Йен переизобрел себя в «Ип Мане» да Тони Джа на какое-то время открыл моду на муай-тай, но на этом список жанровых открытий мирового уровня можно было считать более-менее закрытым. Однако два года назад мир потряс «Рейд» Гарета Эванса – англичанина, живущего в Индонезии и снимающего там кино такого экшен-креатива, что челюсти отвалились даже у видавших виды ценителей рукопашных боевиков.
Успех «Рейда» был таким масштабным, что в Голливуде приобрели права на ремейк, однако Эванс сразу решил, что снимать то же самое ему неинтересно, поэтому остался в Индонезии и запустил в работу продолжение, в котором пообещал переплюнуть оригинал. Что и сделал – сиквел масштабнее, основательнее, злее, кровавее, изобретательнее, зрелищнее, разве что только не динамичнее первого фильма. Что, в общем-то, неудивительно – все-таки «Рейд 2» идет два с половиной часа и на этот раз Эванс не просто «качает адреналин», а пытается выстроить натуральную гангстерскую сагу, с множеством персонажей (в третьей четверти фильма, например, Рама вообще уходит на второй план), интригами, предательствами и двойными агентами.
Самая явная ассоциация в данном случае – это «Выборы 2» Джонни То, причем именно вторая часть, как более многофигурная и «зрительская». Влияние Джонни То чувствуется в декорациях, построениях статичных мизансцен, даже в выборе цветовой гаммы (черное на кроваво-красном!), и это, положа руку на сердце, напрягает. Не потому, что Эванс якобы снимает плохо – наоборот, он по-прежнему блестяще работает с камерой и монтажом, – просто в данном случае абсолютно первоклассный, не имеющий аналогов в мировом кино зубодробительный экшен чередуется с сравнительно качественной, но все-таки вторичной гангстерской драмой, ко всему прочему подпорченной слабой актерской игрой. Это (вкупе с чуть сбитым ритмом, что опять же в данном случае неизбежно) главная причина, по которой «Рейд 2» не получает максимально возможный балл. Если приводить аналогии из Голливуда, то это примерно как «Хроники Риддика» после «Черной дыры» – границы раздвигаются, внимание рассеивается. Но, с другой стороны, раздвижение границ – единственный способ перейти от клаустрофобичного «Чужого» к эпическим «Чужим», так что попытаться стоило, пусть даже что-то не получилось.
Зато то, что получилось, получилось так здорово, что первый «Рейд» теперь кажется не более чем расширенным трейлером второй части. Экшен-сцен очень много, и они крайне разнообразны как визуально, так и по «глобальной» хореографии (драка в узком туалете, на открытом поле, залитом грязью, в вагоне метро и даже в тесной машине!) – видно, что к каждой подходили со всей возможной тщательностью. В мелких деталях ставки тоже поднялись – пробивают головы, ломают конечности, вспарывают глотки, но еще графичнее, чем раньше, с впечатляющим «хедшотом» в качестве особой изюминки на десерт.
Также значительно разросся «зоопарк злодеев», и к вполне традиционным киллерам добавились весьма экзотические личности, например, парочка киллеров, один из которых орудует битой, а вторая – глухонемая девушка в черных очках и с двумя молотками. Первый из них обычно с ходу запуливает в жертву бейсбольным мячом и потом цинично просит истекающую кровью жертву «подать мячик», а девушка, когда брат хватает ее за руку и тащит «на дело» (она же не слышит приказов босса), как-то трогательно, по-девчачьи тянется захватить любимые молоточки с барной стойки. Все это мелкие, но остроумные и запоминающиеся штришки, выдающие в «Рейде 2» ни в коем случае не конвейерный продукт, а проект ручной сборки, дитя любви между Гаретом Эвансом и «классическим» экшен-жанром.