Disney+ возвращает тренд на семейное фэнтези.
На закате 2023 года стриминговый сервис Disney+ огорошил зрителей очередным потенциальным хитом — только за первую неделю показа новая экранизация фэнтези-романа Рика Риордана «Перси Джексон и Олимпийцы» собрала более 13 млн просмотров, что само по себе стало рекордом для платформы. Причем до этого лучший зрительский рейтинг был тоже у экранизации — «Мурашек» по мотивам книжного цикла Роберта Лоуренса Стайна, которым удалось собрать всего 4,2 млн за первые три дня. Неожиданный успех «Перси Джексона» можно связать не только с удачно выбранным временем показа — рождественскими каникулами, — но и с удивительно грамотной стратегией продюсеров, предложивших самому Риордану занять место шоураннера сериала.
Главный герой шоу, 12-летний Перси Джексон (Уокер Скобелл), узнает о том, что он полубог: сын владыки морей Посейдона и обычной женщины Салли Джексон (Вирджиния Кулл). После жуткого инцидента в школе Салли решает отправить сына в специальный лагерь для полубогов, где Перси впервые обретает друзей, а также узнает правду о своем истинном предназначении. Как оказалось, много лет назад Зевс и Посейдон поругались из-за пропажи молний — бог грома убежден, что внебрачный сын Посейдона как-то замешан в краже. Вместе с друзьями — добродушным сатиром Гровером Ундервудом (Арьян Симхадри) и мудрой дочерью Афины Аннабет Чейз (Лея Джеффрис) — Перси отправляется на поиск похищенных молний, которые должны помочь ему спасти мать от бога тьмы Аида, а также восстановить отношения с Посейдоном.
Вышедший в 2010 году «Перси Джексон и похититель молний» был своего рода попыткой студии 20th Century Fox снять собственный «Гарри Поттер и Философский камень» — для этого продюсеры даже наняли в проект режиссера первой части «поттерианы» Криса Коламбуса. В целом книги Джоан Роулинг и Рика Риордана во многом схожи: оба литературных цикла выстраиваются вокруг мальчика, наделенного сверхъестественными способностями, и поиска некоего макгаффина, способного спасти волшебный мир от вселенского зла. И если Роулинг во время написания «Гарри Поттера» вдохновлялась классической английской литературой, то Риордан взял за основу своих произведений древнегреческую мифологию. Несмотря на большие надежды продюсеров, ни «Перси Джексон и похититель молний», ни последовавший за ним сиквел «Перси Джексон и море чудовищ» не смогли затмить детище Warner Bros., да и поклонники творчества Риордана в целом экранизациями не вдохновились — в 2013 году на будущем франшизы был поставлен крест, пока ровно через десять лет права на адаптацию «Перси Джексона» не перешли в загребущие руки корпорации Disney (вместе со всем наследием 20th Century Fox).
Новому «Перси Джексоному», к счастью, уже не нужно соревноваться с фильмами о мальчике-который-выжил, более того, книги Риордана получили то, чего экранизации десятых годов были несправедливо лишены: неспешный сериальный хронометраж. Независимость от кассовых сборов, как и неограниченность экранного времени, оказалась диснеевской версии «Перси Джексона» как нельзя на руку, а сценарий, написанный самим Риорданом, смог точно передать дух его книг. В отличие от «Перси Джексона и похитителя молний», «Перси Джексон и Олимпийцы» не пытается встроиться в каноны подросткового фэнтези, напротив, Риордан и компания заходят на территорию уютного семейного кино — самого безопасного жанра для разновозрастной аудитории. В фокусе 12-летнего ребенка причудливый мир химер, минотавров и древних богов уже не кажется таким сюрреалистичным, Риордан ворует у Роулинг структуру: Перси, Гровера и Аннубет сложно отличить от Гарри, Рона и Гермионы, а Лагерь Полукровок — от Хогвартса, не забывая при этом снабдить сюжет собственными деталями. В результате «Перси Джексон» кажется в равной степени и знакомой, и абсолютно новой историей.
Визуальная часть диснеевского сериала, будь то схватка с минотавром или встреча с Медузой Горгоной, также выглядит на порядок выигрышнее «Перси Джексона и Похитителя молний». Удивительно, что при весомом бюджете в 95 млн долларов экранизация Коламбуса так и осталась блеклым отражением оригинального текста. Важно понимать, что при всех своих достоинствах «Перси Джексон и Олимпийцы» продолжает оставаться типичным продуктом Disney — герметичным и в меру беззубым, что приемлемо для истории о 12-летних подростках, но весьма сомнительно для будущих сезонов сериала. Как и «поттериана», книги о Перси Джексоне взрослеют вместе с полубогом, постепенно повышая ставки в его противостоянии с многочисленными злодеями. Остается лишь надеяться, что новая адаптация «Перси Джексона и Моря чудовищ» учтет возрастные особенности главного героя и постепенно выйдет за рамки комфортной детской сказки.