Неплохой французский фильм-катастрофа о гибели жителей Парижа от вырвавшегося из-под земли ядовитого газа
После сильного землетрясения Париж заполняется ядовитым газом. Отравы так много, что она мгновенно убивает всех горожан, кроме тех, кто успел спрятаться на верхних этажах или крышах зданий. Супруги Матье и Анна (Ромен Дюрис и Ольга Куриленко) находят приют у соседей сверху. Однако их дочь-подросток остается в заполненной газом квартире. Сара (Фантин Хардуин) страдает от генетического расстройства и живет в барокамере со стерильной атмосферой. Девочка в безопасности – но лишь до тех пор, пока в машине не сядут аккумуляторы. Поэтому Матье и Анна не могут ждать спасателей. Они должны срочно что-то предпринять.
Когда в голливудском кино на город накатывает странный туман, это обычно означает, что скоро из полумрака полезут демоны или монстры. «Дыши во мгле», однако, задуман во Франции и снят французскими и квебекскими кинематографистами. Очевидно, у авторов ленты не нашлось бюджета и желания, чтобы населить ядовитый газ чудовищами, и потому их кино не столь динамично и насыщенно, как аналогичные американские постановки. Но недостаток врагов не помешал канадскому режиссеру Дэниэлу Роби сделать свой фильм-катастрофу напряженным, почти триллерным.
Главным противником Матье и Анны становятся технические проблемы и маленький объем их легких. Герои быстро обзаводятся кислородными масками, которые позволяют им выходить на улицу и бродить по заваленному трупами Парижу (в отличие от химического оружия, подземный яд опасен только при вдыхании). Но запас спасительного газа ограничен, маски ломаются, в городе начинаются пожары, а аккумуляторы для барокамеры из розетки не зарядить, потому что сразу после катастрофы отключается электричество. Так что героям приходится туго. Действия, которые еще несколько часов назад выполнялись легко и бездумно, становятся смертельно опасными, а надеяться героям не на кого. Оставшиеся службы спасения перегружены заботой о тех, кто выжил на улицах в самой высокой части мегаполиса.
Еще одно очевидное отличие фильма от голливудских штампов – отношения в семье героев. В Америке это почти наверняка была бы разрушенная семья, которая получает шанс возродиться. Герои же «Дыши во мгле» с самого начала очень близки, и трагедия лишь дает им возможность выказать свою любовь не на словах, а на деле. Так что лента оказывается довольно сентиментальной и порой трогательной, благо что Дюрис и Куриленко вполне убедительны в образах давно женатых и понимающих друг друга с полуслова супругов. Хотя, конечно, с художественной точки зрения было бы интереснее увидеть развитие образов, а не простую констатацию того, что перед нами образцовая парижская семья. У которой, кстати, столь же замечательные пожилые соседи по их старому дому без лифта.
Во Франции «Дыши во мгле» называют существенным достижением, поскольку для их кино такие постановки не характерны. Но мы смотрим фильм Роби не в национальном, а в мировом контексте, и для нас «Дыши во мгле» – компетентная, но вполне рядовая лента. Она неплохо смотрится, но не особенно завораживает и в памяти надолго не застревает. Хотя, конечно, не каждый день в кино можно увидеть затопленный газом и вымерший Париж.
С 26 апреля в кино.