Качественная мелодрама с хорошим смыслом и прекрасными актерами, "Дневник памяти" Ника Кассаветиса непременно выдавит слезу из каждой зрительницы женского пола, независимо от возраста. Если не выдавит -- значит, пол у вас не тот. Фильм сделан с означенной целью, и главное достоинство -- поплакать на нем нестыдно...
Понятно, что нестыдно: будит те самые голубые мечты, с которыми люди начинают жить, чтобы закончить обычно, превращая несбывшееся в черную злобу. Как это грустно.
Интересный старик (Джеймс Гарнер) ежедневно в доме престарелых читает красивой старухе (Джина Роулэндс) рукопись любовного романа. Роман вполне традиционен, но качественен опять же: ни отношения, ни слова не глупы и вместе с тем типичны. Большая часть фильма – экранизация этой рукописи. В 1940 году в сельской местности американского Юга познакомились юный сын бедного фермера (Райан Гослинг) и юная дочка богатых аристократов (Рэйчел МакАдамс). У них состоялась бурная летняя страсть, а потом ее мать (Джоан Аллен) разлучила их навсегда. Он ушел на войну, она стала студенткой престижного колледжа и, как все аристократки, подрабатывала в госпитале. Там нашелся другой возлюбленный (Джеймс Марсден), много более подходящий. Он был тяжелораненый, но тоже из богатых, и после выздоровления набился в женихи. Но, слава богу, в 40-е годы не принято было сразу же бежать в ЗАГС или запрыгивать в постель. Состояние "помолвки" продлилось до конца войны, а когда назначили свадьбу, эту самую Элли из трамвая случайно увидел тот самый вернувшийся с фронта Ной. Он как раз дом построил, после того как похоронил отца (Сэм Шепард). Он это когда-то обещал. И снова началось…
Что началось, чем кончилось, какие были подробности, было бы чистый спойлер. Можно только по ходу отметить несколько остроумных реплик ("Тебе нельзя за меня замуж, ты тогда не осуществишь свое главное предназначение – бунт против родительской власти") и несколько оригинальных поворотов (исторические события легко и быстро вплавляются в мелодраму). Фильм очень компактен, благодаря тому, что у экранизированной рукописи есть надежные связки – до-минорная прелюдия Шопена и постоянные перебивки сегодняшним днем. Тем не менее, суть его – не в мелодраме "из прошлого". То, что происходит "сейчас" в доме престарелых, много существенней в плане слезоточивости. В целом фильм представляет собой экранизацию бестселлера Николаса Спаркса, и Спаркс совершенно случайно нашел то, об отсутствии чего сетовал еще Чехов. Чехов писал Толстому примерно так, что "все романы всегда кончаются либо смертью героя, либо его отъездом. И пойди-найди третий выход"… При всей традиционности "Дневника памяти" этот третий выход там есть и способен ввести "дамские романы" в ранг хорошей литературы.
Как ни странно, как раз существенность драматургической находки выдает определенную режиссерскую слабость. Режиссер пошел на поводу у коммерческих интересов, то есть все ясно и красиво, как любит широкий зритель. А драматургия давала возможность сделать все по-настоящему – по правде, как бывает в памяти. Тогда 40-е годы должны быть не глянцевые, а мутные и в гораздо большей степени стилизованные. 40-е годы должны быть в первую очередь работой мозга, зрения, то есть оператора и осветителей, а не декораторов и костюмеров. Увы. Хотя, впрочем, потери от этой слабости не так уж и велики, поскольку у фильма есть дополнительная прибавка. Посторонний будет не в курсе, но вообще-то достаточно известно, что Ник Кассаветис – сын той самой актрисы Джины Роулэндс и, соответственно, Джона Кассаветиса. Родители поженились начинающими артистами в далеком 1954 году. Джон удачно снимался в детективах, пока не надоело, Джина, пока то же самое – неудачно и в глупых комедиях. Первенец Ник родился в 59-м (всего они родили четверых). В 60-е Джон резко сменил профессию и стал одним из легендарных американских авангардистов, "подпольщиков" ("Тени" /Shadows/ (1959)). Джина сидела с детьми. А в начале 70-х из "подпольщиков" он переквалифицировался в нормальные голливудские режиссеры, чтобы наконец-то снимать жену. Ей было уже сорок, внешность была нестандартная, но муж сделал из жены не просто кинозвезду, а признанную актрису ("Женщина под влиянием" /Woman Under the Influence, A/ (1974), "Глория" /Gloria/ (1980)). В 1989 году Джон Кассаветис умер в жалкие 60 лет, чего никто не ожидал. Лишь после того первенец Ник пошел по стопам отца, тоже снимает мать и все время делает мелодрамы ("Она прекрасна" /She's So Lovely/ (1997)). Пытается разгадать, откуда берутся, как складываются и что собой представляют такие отношения, как у собственных родителей.
Зная личную предысторию, "Дневник памяти" воспринимаешь еще более лояльно. Последнее разъяснение – весь актерский ансамбль мелодрамы повышает ее ранг. Джеймс Гарнер – легенда 60-х, былой Мэверик, роль которого спустя десятилетия повторил Мел Гибсон, позвав Гарнера в качестве старшего товарища по римейку. Райан Гослинг – тот самый "Фанатик" /Believer, The/ (2001), который всего несколько лет назад поразил Московский фестиваль и оторвал Гран-при. Сэм Шепард – не только актер, но известнейший драматург, лауреат Пулитцеровской премии, Джоан Аллен ("Претендент" /Contender, The/ (2000), "Превосходство Борна" /Bourne Supremacy, The/ (2004)) – трехкратная номинантка на "Оскар".
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.