Блестящая история загнанного в тюрьму обыденности таланта несколько подпорчена вычурной и не всегда уместно замысловатой режиссурой
Сорокалетний Алексей Темников полжизни назад вынужден был навсегда оставить балетную сцену, где считался гениальным наследником Михаила Барышникова. Теперь он «прозябает» в провинциальном подмосковном Клину, где владеет сетью аптек, единственным на весь городок спорткаром да квартирой, перестроенной на манер манхэттенских лофтов. Ах, да… Еще Алексей возглавляет балетную школу своего имени, где с презрением наблюдает жалкие потуги местных детишек и супруг глав городской администрации. Очередное обследование в больнице круто меняет жизнь бывшего артиста – застарелая травма спины грозит в ближайшие месяцы параличом, а потому Темников торопится что-то оставить этому миру после себя. Мастер считает, что двое детей и балетная школа – это не уровень для его гения, Алексей мечтает поставить грандиозный балет. Даже если этому будут противиться все его коллеги. Даже если ради спектакля придется перешагнуть через себя. Даже если эта последняя работа его убьет…
Сергей Безруков – безусловно, не тот человек, которому что-то кому-то нужно доказывать. Он обладает природным талантом, харизмой, его любят зрители и ценят критики, он успешен в театре и кино, его общественные инициативы значимы и продуктивны – другому такая жизнь могла бы показаться «полной чашей», послужила бы поводом остановиться и уступить соблазну «почивать на лаврах». К радости поклонников и удаче всех любителей кино, Сергей не просто не намерен притормаживать, он рискованно берется за проект, в котором от актера требуется не только недюжинная физическая форма, но и глубокое понимание весьма неоднозначных образов, а главное – умение воплотить эти противоречивые характеры на экране. «После тебя» лишь на первый взгляд может показаться очередной картиной в обширной фильмографии актера, на деле лента Анны Матисон – возможно, вершина карьеры Безрукова, его Главная роль, его Симфония.
Формально «После тебя» рассказывает об артисте балета, об отношениях внутри Большого театра и Мариинки, о том, за что помнят и как забывают танцовщиков с самыми распрекрасными ролями и невероятными прыжками, но образ Алексея Темникова на самом деле универсален. Главный герой вполне мог быть вышедшим в тираж актером, спортсменом, музыкантом, писателем – любой творческой единицей, чья гениальность была похоронена под толщей обстоятельств и времени, чей талант не смог найти полного своего воплощения вне героя. И в этой универсальности кроется главное достоинство сценария той же Анны Матисон, история, ею придуманная, больше того, что может принять рядовой зритель, она больше чем жизнь Темникова, она даже больше чем фильм. Это глобальная проблема конфликта таланта и посредственностей, гения и бездарностей, человека действия и тех, кто плывет по течению. Герой фильма – неприятнейший тип, но это тот человек, который творит историю, который превращает серость в раскрашенное самыми разными цветами искусство.
Да, во многом Матисон и Безруков перегибают, Темников не просто сноб и жлоб, он настоящая заноза для всех, с кем бывшему артисту приходится пересекаться в жизни. Выражений Алексей не выбирает ни в общении с родителями, ни в адрес случайных прохожих, его слова больно бьют, а его действия заставляют людей шарахаться от мужчины, как от чумного. Но такова его плата за сдерживаемое внутри пламя страсти и пожар упущенных возможностей. Таланту и без того всегда пробиться непросто, но если обстоятельствами, случаем или интригами недругов великий дар загоняется глубоко внутрь, жди взрыва. Этот взрыв Безруков демонстрирует великолепно, его герой эмоционален, ярок, он – человек-вспышка, причем вспышка не от кратковременной искры старой зажигалки, а от мегатонного ядерного заряда, сметающего все на своем пути.
И можно было бы много говорить о том, как продемонстрирована боль человека, не нашедшего выхода своим страстям, как показаны его отношения с близкими и далекими, как прорисованы характерные черты и детали быта угасающей звезды, но зритель неизменно натыкается в картине на нарочито самовлюбленную работу Матисон-режиссера. Увы, но в «После тебя» как постановщик Анна явно уступает самой себе в качестве сценариста. Она заигрывает со слишком многими постановочными приемами, причем не всегда делает это в пользу сюжета и образов, она неудачно использует вкрапления флешбэков, она злоупотребляет доверием зрителя и искусственно растягивает повествование на лишние 15-20 минут. Разумеется, нельзя не восхититься длинными планами с искусными пролетами камеры по помещениям, но это хорошо в меру. Безусловно красивы ночные Москва и Санкт-Петербург, но их демонстрация ничего героям не дает. Весьма любопытна вымышленная телевизионная программа об Алексее Темникове, но она крайне неудачно и искусственно «прилеплена» к фильму в финале.
Нет, промахи Матисон-режиссера не уничтожают картину, не ломают сюжет об колено и не лишают зрителя возможностей насладиться игрой Безрукова, но превращают ленту в громоздкую конструкцию, которая лишает воздуха персонажей и добавляет гирь на ноги балерин. Обидно, но сама Анна, кажется, не справилась с той задачей, которую ставила перед собой, – трансляция гения в мир далась ей лишь частично. Впрочем, зрителю среднестатистическому этого будет вполне достаточно, больший напор может просто сбить с ног и оглушить.
С 16 марта в кино.