Киноцикл «Миссия невыполнима» славится тем, что его ведущий актер Том Круз сам выполняет все свои трюки. Почему все прочие современные голливудские экшен-звезды не могут похвастаться тем же?
Киноцикл «Миссия невыполнима» славится тем, что его ведущий актер Том Круз сам выполняет все свои трюки, включая такие головокружительные, как зацепка руками за борт взлетающего самолета в новой картине «Миссия невыполнима: Племя изгоев». Почему все прочие современные голливудские экшен-звезды не могут похвастаться тем же? Неужели Круз храбрее и мужественнее всех своих коллег?
Профессия кинематографического каскадера появилась в начале XX века, вскоре после выхода первых масштабных лент. Прошло совсем немного времени, прежде чем продюсеры и режиссеры осознали, что трюкачи могут не только показывать свое мастерство в массовке и эпизодических ролях, но и подменять знаменитых звезд в сценах, где те не должны были показывать свои лица. Именно поэтому, кстати, среди героев раннего экшен-кино было немало персонажей в масках вроде Зорро и Бэтмена. После Второй мировой войны геройские маски из моды вышли, но дублеры не исчезли, а, наоборот, стали неотъемлемой частью съемок. Даже в скромных, преимущественно разговорных картинах, где актеры, казалось бы, могли сами сделать все, чего от них требует сценарий.
Картины вроде популярной в СССР французской комедии «Чудовище» с Жан-Полем Бельмондо в двойной роли героического каскадера и трусливого актера не раз пытались убедить публику, что если звезда в экшен-сценах уступает место дублеру, то это значит, что актер – малодушный слабак. Но на деле трусость или мужество актера обычно не имеют никакого отношения к тому, кто будет сниматься в той или другой сцене. Продюсеры и режиссеры принимают решения, руководствуясь соображениями безопасности. Насколько велик риск того, что звезда во время съемки пострадает и не сможет продолжить работу? Чем этот риск больше, чем больше вероятность того, что даже самый смелый актер проведет съемочный день в гостинице.
Продюсерам есть чего бояться. В 1989 году актер, каскадер и режиссер Генри Халики погиб на съемках фильма «Угнать за 60 секунд 2», сиквела его культового хита «Угнать за 60 секунд», и картина так и осталась незаконченной. Легко вспомнить и другие примеры того, как смерть ведущего исполнителя заставляла отказываться от съемок или перекраивать фильм. «Форсаж 7» получился не совсем таким, каким его задумывали, потому что Пол Уокер погиб в самый разгар съемок, а «Игру смерти» можно лишь условно назвать «фильмом с Брюсом Ли», поскольку в окончательном монтаже было использовано лишь 11 минут, снятых до смерти мастера боевых искусств. А сколько было случаев, когда болезнь или травма звезды надолго останавливала съемки и раздувала бюджет! Жизнь и здоровье каскадера, с другой стороны, представляют ценность лишь для него и для его близких, и анонимность его профессии гарантирует, что даже самая страшная трагедия не поставит проект под угрозу. А если каскадер вдруг выбивается в звезды, то у него немедленно появляются «заместители».
Конечно, это не значит, что режиссеры пылинки сдувают со звезд и заменяют их дублерами в любой мало-мальски опасной ситуации. Харрисон Форд не кривит душой, когда рассказывает, что заработал немало ссадин и шишек во время съемок, хотя все знают, что его часто замещал британец Вик Армстронг, один из лучших каскадеров и постановщиков трюков в истории западного кино. Решение сложнейшего вопроса о том, кто будет сниматься в той или иной сцене, голливудцы часто отдают на откуп экспертам по оценке риска из страховых компаний. Конечно, к их мнению можно не прислушиваться. Но если съемки не застрахованы, то какой инвестор согласится в них вложиться? Финансирование кино дело и так рискованное, а тут еще дополнительные риски, связанные с возможными трагедиями на съемочной площадке…
В прошлом использование каскадеров было ограничено различными техническими проблемами. Как уже говорилось, нельзя было показывать лицо персонажа в сценах, где актера заменяет каскадер. И отнюдь не всегда можно было подобрать для исполнителя подходящего заместителя. Например, Арнольд Шварценеггер в начале карьеры вынужден был сам выполнять свои трюки, поскольку каскадеры с мускулами чемпиона по бодибилдингу на дороге не валялись. Но у современного кино огромный выбор потенциальных дублеров, а компьютерные эффекты позволяют «приклеить» голову звезды к телу каскадера и создавать прежде невообразимые кадры. С другой стороны, такие фрагменты влетают в копеечку, и потому инвесторы не могут себе позволить полностью отказаться от экшен-съемок со звездами. Так что всякий раз приходится искать устраивающий все стороны компромисс.
Насколько важно для зрителей, кто в кадре рискует жизнью и здоровьем? Похоже, это зависит от того, какая у исполнителя репутация в реальной жизни. Кого волнует то, что Крису Эвансу в марвеловских блокбастерах помогают несколько дублеров? Абсолютно никого, потому что Крис Эванс никогда не претендовал на то, что он – Капитан Америка в обычной жизни. По той же причине репутацию Натали Портман не подмочили сообщения о том, что она не сама исполняла свои па в «Черном лебеде». Актриса ведь никогда не утверждала, что танцует на уровне балетных прим, и зрители не ждали от нее, что она справится с ролью без помощи дублерш и спецэффектов.
Наоборот, репутация Шварценеггера изрядно бы пострадала, если бы выяснилось, что его рельефные мускулы в фильмах 1980-х – отличный пластический грим, а не реальные бицепсы и трицепсы пятикратного «Мистера Вселенная». И фанаты не просто так годами после смерти Брюса Ли обсуждали, был ли актер крутым мастером единоборств или же это гонконгско-голливудская легенда. Ведь Брюс Ли попал в кино благодаря своим навыкам в кунг-фу, и его экранная репутация непобедимого воина была крепко привязана к его репутации великолепного спортсмена в реальной жизни.
Пожалуй, никто из звезд так много не выжал из своей бесшабашности в реальной жизни, как гонконгская звезда Джеки Чан. Он пришел в кино из трюкового мира Пекинской оперы, пробился из каскадеров в ведущие актеры и вскоре заметил, что в Гонконге очень трудно быть уникальным, потому что любые твои актерские и постановочные находки мгновенно подмечают и копируют конкуренты. Поэтому Чан решил творить в кадре такое, на что больше никто бы не решился.
Его первыми фильмами в этом стиле стали «Проект А» и «Полицейская история», и съемки в этих и в последующих хитах Чана не раз отправляли актера-трюкача в больницу, порой со смертельно опасными травмами. Зато он мог с гордостью демонстрировать на финальных титрах нарезку закадровых съемок и неудачных дублей, которая доказывала, что Чан в самом деле рисковал жизнью. Как он и надеялся, подражателей у него нашлось немного, и это позволило актеру выбиться в суперзвезды и пробиться в Голливуд. С другой стороны, как только Чан перестал «убиваться» на съемках (в том числе потому, что этого не позволяли ему американские инвесторы и продюсеры), это сразу отвратило многих его поклонников со стажем.
А что же Том Круз и «Миссия невыполнима»? Это совершенно уникальное явление в современном блокбастерном кино. Прежде всего, актер до прихода в кино не был мастером единоборств, профессиональным каскадером или опытным циркачом, и никто никогда не ждал от него, что он будет доказывать в кадре и за кадром свою крутость. Как и все голливудцы, попавшие в кино благодаря привлекательной внешности и актерскому таланту, он вполне мог доверять свои самые опасные съемки каскадерам, и никто его в этом бы не упрекнул.
Так Круз и поступал до начала работы над первой «Миссией», и ее режиссер Брайан де Пальма планировал задействовать дублера Круза. В частности, в весьма опасной сцене в первой половине картины, где герой Круза буквально пулей вылетает из взорванного рыбного ресторана, а следом за ним устремляется 16 тонн воды из разбитых огромных аквариумов. Малейшее промедление, и исполнитель мог серьезно пострадать и даже утонуть. Это тот классический момент, когда страховщики требуют держать звезду подальше от съемочной площадки.
Однако в тот раз съемки с дублером не заладились, поскольку сцена слишком проигрывала, если в кадре не было видно лица Круза. Так что актер, который на правах продюсера сам придумал эту сцену, настоял на том, что он сам в ней сыграет. И поскольку Круз был одновременно продюсером и суперзвездой, де Пальма и инвесторы скрепя сердце пошли Крузу навстречу. Благо, что сцена была хоть и опасной, но все же не суперрискованной.
Так появился на свет тот сорвиголова Круз, которого мы сейчас знаем и любим. Почувствовав вкус к рискованным съемкам, актер сделал их своей фишкой – прежде всего в «Миссиях», которые он сам продюсирует и где у него почти полный контроль над съемками. Конечно, «почти полный» не значит «полный». Ведь права на «Миссию» Крузу не принадлежат, и он не оплачивает съемки из своего кармана. Однако он славится в Голливуде своим упрямством и умением уговаривать и убеждать. Так что если актер придумывает трюк и решает, что сможет его выполнить, то остановить его так же трудно, как задержать разогнавшийся поезд. Круз – один из немногих актеров Голливуда, кто достаточно авторитетен, чтобы сказать: «Нас отказываются страховать? Найдем другую страховую компанию!» Как это было на съемках предыдущей «Миссии» («Миссия невыполнима: Протокол “Фантом”»), когда страховщики пытались ему запретить сниматься на высочайшем в мире небоскребе Бурдж-Халифа.
Но не все так просто. Круз творит на экране удивительные вещи, но он не рискует жизнью так, как Джеки Чан в хитах 1980-х и 1990-х. Обратите внимание, что его самые известные трюки в «Миссиях» – это, как правило, сцены, где он висит на большой высоте. Такие фрагменты снимаются с помощью надежной, многократно проверенной альпинистской страховки, которая затем «закрашивается» с помощью компьютерной графики. Поэтому, когда в «Нации изгоев» Круз цеплялся за борт взлетающего самолета, ему угрожало не падение (актер был прочно прикреплен к борту), а столкновение с птицами и маленькими камешками, отлетающими от взлетной полосы. В сценах же на Бурдж-Халифа злейшим врагом Круза была не гравитация, а сильнейший ветер, способный «впечатать» трюкача в сцену и выбить из него дух. По каскадерским понятиям, это менее рискованная сцена, чем, например, банальное падение с высокой каменной лестницы, во время которого вполне можно свернуть себе шею.
Как видите, Круз нашел великолепный компромисс. Он радует своих поклонников поразительными трюками, щекочет себе нервы уникальными съемками и обеспечивает рекламщикам отличный материал для продвижения «Миссий». Однако при этом не доводит страховщиков и инвесторов до нервных приступов, поскольку рискует жизнью лишь в контролируемых ситуациях. Да, более опасных, чем обычно во время звездных съемок, но все же не настолько безумных, как в некоторых известных гонконгских и тайских лентах. Конечно, обычному зрителю, не задумывающемуся о тонкостях киношного закулисья, трудно поверить, что акробатика на вершине Бурдж-Халифа менее опасна, чем, скажем, финал тайского боевика «Шоколад», где героиня и злодеи дерутся на карнизах на высоте нескольких этажей. Но на то Голливуд и «фабрика грез», что он может продать зрителям любую иллюзию – и оставить покупателей довольными.