Сегодня "Страсти Христовы" вышли в наш прокат. Возможно, от всего уставшая Россия полюбопытствует и быстро забудет очередной триллер от Гибсона. Но наверняка кто-то вслед за арабскими экстремистами порадуется тому, что "с евреев наконец сбросили маски". А возможно, для кого-то этот сеанс станет последним. Потому что на наш экран выходит фильм нового для кино жанра -- фильм-убийца, на счету которого уже несколько человеческих жизней...
Фильм-убийца уже на наших экранах
.Если кто думает, что "Страсти" – честный акт духовного исследования, он заблуждается. Это успешный коммерческий проект, задача которого – сделать деньги, очень много денег. Для этого у Мела Гибсона два верняковых козыря: отличная школа шокового кино, пройденная им в фильмах "Безумный Макс", "Смертельное оружие" и "Храброе сердце", и тема, которая заведомо привлечет в кинотеатры миллионы зрителей. Причем, заметим, новых зрителей.
В результате, при всей монотонности фильма, – сенсация, рекордные потоки зрителей. Многие из них прежде брезговали хоррорами, и все фирменные приколы типового ужастика – с кровью-кетчупом, вытекшими глазами, страшными рожами сатаны и человеческой плотью, превращенной в сырой бифштекс, – увидели впервые. Они потрясены, они воспринимают накрученное зрелище как реальное историческое происшествие и как некий художественный подвиг. Хотя здесь просто стандартная для кино спецтехника, но в предельной концентрации: полтора часа истязаний в подробностях, более напоминающих порнофильм для садомазохистов.
Картина делит зрителей на два лагеря, в зависимости от веры или неверия. Для христиан ее герой априорно объект поклонения, им не нужны художественные обоснования избранности героя, а значит, они не требуют от фильма характеров и судеб – им достаточно иконописного облика искусно загримированного Джеймса Кэвизела. Они ощущают мучения Христа как собственные, страдают по-настоящему и, как мы знаем, уже есть первые жертвы этого кощунственно натуралистического богословия.
И это тоже выдает аттракционную природу фильма, который весь стоит на одном-единственном трюке, а когда трюк окончен, пора торопиться к финалу.
Теперь попробуем абстрагироваться от канонического контекста и проследить сюжет, каким он дан в фильме. Некий бородач выдает себя за пророка и почему-то требует к себе особого внимания. Выскочку бьют каменьями: люди не любят назиданий, а власть имущие не хотят ею делиться. Но его упрямство распаляет толпу и она бородача долго, сладострастно убивает. Кто этот человек и на каком основании претендует быть духовным поводырем – ответы нужно искать в Евангелии, но не в фильме. Фильм, где экранизирована самая интеллектуально бездонная книга человеческой истории, вообще не склонен ни над чем думать. Гибсон делал триллер – единственное, что он умеет делать, – а "жанру действия" мысль только мешает.
Таким образом, фильм этот – не более чем пустой сосуд, который каждый наполняет своим содержанием. Но во всех случаях просмотр возбуждает и легализует только самые темные порывы. Садомазохист получит мощную порцию тайного кайфа. Кто-то в стране победившего криминала воодушевится техническими деталями изобретательно поставленных пыток. У антисемита возникнет повод поделиться нахлынувшим с единомышленниками (в США, по опросам зрителей фильма, антисемитизм уже заметно возрос; в Египте запрещен мультик "Принц Египта", показавший христианского пророка симпатичным парнем, но фильм про истязание Христа принят очень благосклонно). Мирный верующий, если уцелеет, испытает благоговейное чувство прикосновения к мощам, только данным в роскошном цвете и в шикарном "долби". Фанатик-экстремал еще больше распалится: телевизионная хроника озверелых толп слишком буквально повторяет мизансцены "Страстей Христовых", чтобы поверить, будто здесь обошлось без идейного и эмоционального плагиата. Впечатлительные уйдут вконец подавленные, травмированные пережитым. И уже три человека скончались во время сеансов от сердечных приступов.
Подвиги фильма-киллера, боюсь, еще только начинаются. Ведь он как слон в посудной лавке: огрубил, свел к идее примитивной вендетты взрывоопасную субстанцию религиозной веры, веками стравливающей ослепленных. Завет Христа о прощении врагов своих в финале звучит куда менее выразительно, чем полуторачасовой акт истязаний. После такого фильма самый естественный порыв – искать врагов и страшно им мстить. "Страсти Христовы" самим отбором выразительных средств провоцируют религиозную ненависть, поэтому я понимаю тех людей в Голливуде, которые теперь отказываются подавать Гибсону руку – как профессионалу и как человеку.
Россия приобщается к безумию: "Страсти Христовы" на наших экранах. Просмотр опасен для жизни в буквальном смысле слова.