Под конец года хочется немного поднять настроение — лучшие комедии 2018-го в этом наверняка помогут. Собрали для вас девять самых ярких, безумных и остроумных фильмов: от братьев Коэн до Джереми Реннера, играющего в «салочки»
Первый сериал в карьере братьев Коэн так и не состоялся — прямо перед Венецианским фестивалем его оперативно переделали в полнометражный фильм. Серии стали короткими новеллами — что, надо сказать, заметно: некоторые из них выглядят сильно порезанными. Но даже в таком состоянии «Баллада Бастера Скраггса» оказалась настоящим подарком для всех любителей вестернов и особенно творчества братьев. Здесь галерея странных персонажей творит такие же странные вещи, абсурд соседствует с трагедией, а самая грустная новелла может легко обернуться самой смешной.
Бо Бёрнэм, молодой и очень популярный стэндап-комик, решил отдохнуть от основного ремесла и снять полнометражное кино. К удивлению многих, у Бёрнэма получился честный и очень точный фильм о переходном возрасте — возможно, один из лучших на эту тему вообще. Через портрет главной героини — неловкой девочки Кейлы (прекрасная роль пятнадцатилетней Элси Фишер) — он смешно и трогательно показывает ту всепоглощающую неловкость, с которой сталкиваются почти все подростки.
Запрещённый к показу в России фильм — именно так за границей рекламировали «Смерть Сталина». Реакция власти понятна: как же так — смеяться, да над вождём, да так зло, остро, с неприкрытой издёвкой. Впрочем, запретили фильм вряд ли только из-за шуток про обмоченный труп Сталина: куда больше властей предержащих мог напрячь общий посыл фильма. Армандо Ианнуччи, обращаясь к темнейшим страницам российской истории, говорит на ту же тему, которую он эксплуатирует всю свою карьеру. О том, что люди во власти — они, в общем-то, такие же идиоты, как и все вокруг. И нет у них никаких великих планов и многоходовочек: как когда-то отлично сказал Роберт Дж. Хэнлон, «никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью».
Авантюрная история простой пары, Макса и Энн, которые ну очень любят играть во всякие игры — желательно, чтобы весело и с головоломками. Вместе с другими парами они периодически проводят так называемые «ночные игры» — и в один день, конечно же, что-то идёт не так. Беззаботный квест превращается в опасную игру за жизнь с агентами ФБР, перестрелками и вполне неигровыми смертями. Макса и Энн, впрочем, это не останавливает — когда ещё будет шанс вот так вот поиграть?
Интересно, что две популярные коммерческие комедии 2018-го в центр ставят историю о взрослых людях, которые никак не наиграются. Есть в этом что-то очень своевременное: здоровый инфантилизм сейчас в моде, и ничего плохого в этом нет. Если в «Ночных играх» герои любили квесты, то в «Ты водишь!» всё ещё интереснее — пять друзей вот уже тридцать лет играют в гиперболизированную, безумную версию «салочек». Это не всегда остроумное, но весёлое и очень энергичное кино, на него однозначно стоит обратить внимание, если хочется расслабиться, отдохнуть и глянуть, как взрослые дяди страдают фигнёй. Да и вообще — не зря же в конце концов себе Джереми Реннер руку ломал.
Сатиричный комментарий Спайка Ли на тему расизма, политики, Трампа и всего-всего-всего. Естественно, безумно предвзятый и манипулятивный — как иначе, — с дерзкими кивками в сторону Гриффита и вырезками из реальных терактов, всё ради того, чтобы сделать свою позицию убедительней. Но надо отдать Спайку Ли должное: каким бы плакатным ни был «Чёрный клановец», сам плакат-то очень талантливый. Смешной, интересно снятый и очень красивый, с отличными актёрами на переднем плане и прекрасной стилизацией под семидесятые на заднем.
Терри Гиллиам наконец его доснял! 25 лет — и вот он, многострадальный фильм, закончен. Большего никому и не надо: будь «Дон Кихот» хоть трижды провалом, сам факт его существования — уже чудо. Но никакого провала, конечно, нет и в помине. Это не лучшая работа Гиллиама, но та, что наиболее полно и изящно подводит черту под всеми темами, над которыми режиссёр размышлял в течение своей карьеры. Фантасмагоричное приключение, громко и убедительно заявляющее, что творчество травмирует (ещё бы!), но этим оно и прекрасно.
Вдохновившись работами Акиры Куросавы, безумный стилизатор Уэс Андерсон снял нелепый, смешной, по-особенному лиричный и слегка фарсовый фильм. Как всегда у Андерсона, странные колоритные герои здесь творят глупые вещи, а камера не упускает ни одного шанса сделать красиво. Плюс, мало кто так изящно использует медиум анимации, как Уэс — его «Остров собак» невероятно сложно и кропотливо снят, на подобное сейчас способна разве что студия Laika.
Абсурдная сюрреалистичная комедия о чёрном парне, который продвигается по службе в колл-центре благодаря умению делать «белый голос». «Простите за беспокойство», что называется, кино не для всех — уж слишком оно странное, чтобы стопроцентно нравиться каждому. Но попробовать в любом случае стоит: как минимум в самобытности ленте Бутса Райли отказать сложно. Мало кто может обернуть простую историю и банальную критику капитализма в настолько любопытную форму: мир альтернативной Америки, живущей по каким-то своим правилам.