Афганская война, Смута, мэры-взяточники и сутенерши – вспоминаем, какие сериалы нам подарил этот календарный год
Режиссер прошлогоднего хита «Аритмия» Борис Хлебников отправился покорять ТВ со своим режиссерским проектом (руку к сценарию приложили другие люди) под названием «Обычная женщина». Получилась практически идеальная отечественная адаптация культового сериала «Во все тяжкие»: для всех главная героиня – успешная владелица цветочного магазина с идеальной любящей семьей. Копни глубже – брак давно пошел по швам, дочери отбились от рук, а ее эскорт-бизнес (да, она сутенерша!) вот-вот сорвется из-за убийства работницы. Крепкая драма с удачным вкраплением детектива и сразу несколькими отлично прописанными героинями – чего только стоит Анна Михалкова в роли женщины, которая хладнокровно ставит проблемы бизнеса выше семейных – не то, что мы привыкли ждать от ТВ3, но оно даже к лучшему!
Возможно, главный сериальный сюрприз года – едкая сатира на отечественных коррупционеров, которую не рискнули показывать на ТВ (сериал выходил на платформе ТНТ Premier), зато по иронии похвалил Дмитрий Медведев за достоверность. Петр Буслов и Семен Слепаков сквозь гоголевскую призму взглянули на современную Россию и создали историю о мэре-взяточнике, который должен отбыть домашний арест по месту прописки. Проблема в том, что, как и у любого показушника с каплей власти, его прописка оформлена в не в собственном роскошном доме, а в коммунальной дыре. Нет сомнений в том, что скоро сериал уйдет в народ и станет источником для сравнений и цитат. Зрительская любовь уже есть, осталась проверка временем.
Единственный сериал на отечественных эфирных каналах, каждый сезон которого создают с черепашьей скоростью, а не штампуя по 200 серий в сезон. Двухлетнее ожидание фанатов закончилось осенью, когда на экраны вышла третья часть (почему-то обычное деление на сезоны не властно над «Мажором») сериала про, собственно, очень богатого парня, которого отправили работать в полицию. То, что в начале было ссылкой, превратилось чуть ли не в дело всей жизни главного героя: по всем законам драматургии к интересной работе добавились личные мотивы в виде возможной поимки убийцы сначала матери, позже – отца.
Кто бы мог подумать, но сериал, который выстоял испытание вторым сезоном, внезапно подкосился на третьем, не предвещающем беды. Пускай новые серии заметно снизили планку качества и разочаровали большую часть преданных фанатов, сериал по-прежнему стоит на пять голов выше других телевизионных проектов. К тому же всегда можно поработать над ошибками.
Ситуация с «Ольгой» во многом напоминает случай «Мажора» – снова третий сезон, снова проблемы из ниоткуда. Новые серии комедийного хита вышли с несколькими важными изменениями: из сериала ушел Сергей Романович, зато появились снег и Гоша Куценко. Дуэт последнего с Яной Трояновой стал приятным напоминанием о существовании замечательной комедии «Страна ОЗ». Надеемся, в новом сезоне актер вернется к своей роли, а из сериала уберут чересчур явные то ли поклоны, то ли просто открытые заимствования из «Бесстыдников». Сериал и без этого отличный!
В отечественной истории – богатой на войны, предательства, разбитые сердца и триумфы – давно ищут материал, из которого можно склепать наш ответ «Игре престолов» или даже «Великолепному веку». «Годунов» выглядит как не самая безнадежная попытка: здесь и сложный временной период начала Смуты, и политические игры из-за оборвавшейся династии Рюриковчией, и, наконец, неоднозначная фигура Бориса Годунова, которого для массового зрителя можно показать хотя бы человеком с его пороками и сомнениями, а не набором штампов добродетели и порядочности. В общем, такой царь и получился у Сергея Безрукова – живой и противоречивый, сразу полюбить не получится, но со временем можно сопереживать. В этом сериалу помогает удачный формат в 8 серий на сезон, который как раз заставляет с трепетом ждать продолжения, не подглядывая на страницу Википедии.
Вездесущий Александр Петров играет практически пародию на самого себя – известного актера, который снимается в любом ширпотребе, главное – чтобы платили. Так продолжается до момента, когда герой узнает, что он, скорее всего, ВИЧ-положительный. Учитывая то, как любят на отечественном ТВ игнорировать реальные проблемы граждан, «Звоните ДиКаприо» с его остросоциальной повесткой выглядит как смелый эксперимент, который, возможно, не оправдает ожиданий многих зрителей, но точно повлечет за собой схожие проекты. Особо привередливым нужно только закрыть глаза на неудачное название и фамилию режиссера, творчество которого начали открыто презирать в России.
Сергей Урсуляк, режиссер большого народного любимца – «Ликвидации», экранизировал роман Алексея Иванова с тревожным названием «Ненастье». Это история простого мужика, который в конце 90-х обокрал инкассаторскую машину и теперь прячется в заброшенной деревне, чтобы, как герой уайлдеровской «Двойной страховки», копаясь в собственных воспоминаниях об Афганской войне и тяжелой жизни на гражданке, понять, что именно толкнуло его на ограбление. Афганская война и в меньшей степени 90-е редко пробираются на большие и малые экраны. Поэтому попытка создателей поднять эти неудобные темы и поговорить о них с массовым зрителем уже достойна уважения.
Мало того что в этом календарном году вышло сразу два сезона о циничном полицейском, так еще его приключения сменили формат и мигрировали на большой экран в виде полнометражного фильма. Такими темпами история Гриши Измайлова вполне может продолжиться линейкой комиксов или, того хуже, серией детективных романов. Так или иначе, все это существует благодаря зрительской любви и неутихающему интересу к героям и актерам сериала – внезапно не только к Александру Петрову, но и к Сергею Бурунову, который стал настолько востребован, что недавно даже сумел получить место напротив Юрия Дудя.