Блеклая драма о том, как талантливая женщина жертвует славой и карьерой ради мужа и семьи
Джоан (Гленн Клоуз) – первоклассная писательница, о таланте которой никто не знает. Почти полжизни вся слава за выдающееся творчество достается ее мужу Джо (Прайс), литератору средней руки. Она редактирует его романы, а иногда и даже пишет их с нуля, пока муж возится с домашними обязанностями и воспитанием детей. В пенсионном возрасте Джо присуждают Нобелевскую премию по литературе и просят прилететь в Стокгольм. Недовольная Джоан летит с ним и пытается не поддаться искушению рассказать свою правду биографисту Натаниелю (Кристиан Слэйтер), который, кажется, понял, кто главный писатель в семье.
Афоризм «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина» становится популярным материалом для экранизации – после бертоновских «Больших глаз» и прошлогоднего ТВ-хита «Удивительная миссис Мейзел» он перекочевал в «Жену», один из главных oscar bait’ов года. К тому же буквально через неделю до российского проката дойдет картина с теми же вводными, но в антураже XIX века, под названием «Колетт». Вот и «Жена» вроде бы продолжает целый ряд однообразных картин и пытается поднять важные темы гендерного неравенства в вопросах творчества и славы, но даже не думает хоть как-то исследовать проблему. Для наград все равно хватит высокопарного монолога в ненужном флешбэке о том, что в середине ХХ века женщина ничего не сможет добиться в литературе, и это при наследии Вирджинии Вульф и Гертруды Стайн, не говоря уже о здравствующей Айрис Мердок или на худой конец банальном псевдониме.
Оно и неудивительно: сценарий фильма выглядит как проба пера начинающего театрального драматурга, который решил по-быстрому заработать в кино. Бодрое начало с довольно оригинальным присуждением Нобелевской премии переходит в банальную семейную драму: папа, мама, я – дисфункциональная семья. Типажи известны сразу: муж-изменщик, жена-стоик и сын-бездарь, жаждущий родительского одобрения. Последний позже отойдет на второй план, чтобы главные герои разыграли между собой мелодраматичную и вымученную версию «45 лет» Эндрю Хея про старческие секреты. Без капли иронии, с криками, ссорами, бросанием книг, слоу-мо на драматичных моментах и даже смертью после пафосной реплики, взятой, кажется, из пародии на мыльную оперу. Своего апогея глупости (или это великая метаирония – понять трудно) фильм достигает, когда Джоан критикует ранний роман мужа за «напыщенные диалоги», а после этого говорит: «То, что я не полюбила твой роман, не значит, что я не люблю тебя!»
Спасти падающий в бездну фильм вроде как должны главные актеры – практически великие Джонатан Прайс и Гленн Клоуз. Первый, безусловно, хорош, но отыгрывает свою роль на автомате, не стараясь разбавить обычное прочтение сценария психологизмом, как это делает Клоуз. Личная трагедия, спрятанная за преданностью семье, читается в жестах и мимике героини, но первые 2/3 фильма ей мешают флешбэки, добавленные, чтобы хоть как-то придать театральному сценарию вид кино. Они вслух проговаривают все, что она, собственно, и пытается показать лицом, зато финальные сцены дают ей полный карт-бланш. Благодаря ним российский постер фильма получил громкий отзыв «100% “Оскар” Клоуз», а сама актриса – реальные прогнозы на заветную статуэтку. Будет, конечно, обидно, если Клоуз получит награду за не лучшую роль в карьере, но, как известно, накопительный «Оскар» – тоже «Оскар», к тому же на полке все равно никто не увидит, за что его дали.
С 22 ноября в кино.