Культовый детектив Филип Марлоу возвращается на экраны — в посредственном и необязательном переосмыслении.
Гламурная обладательница состояния Клэр Кавендиш (Дайан Крюгер) нанимает частного детектива Филипа Марлоу (Лиам Нисон), чтобы тот разузнал о судьбе ее любовника — мастера реквизита на одной из студий. Ситуация сразу дает неожиданный ход, поскольку информация о жизни исчезнувшего разнится: одни признают его умершим, а другие видят живым на следующий день. Расследование отправляет Марлоу в темные коридоры элитных клубов и голливудского закулисья, где пожилому детективу предстоит пустить в ход смекалку и кулаки.
Что ни год, то новый фильм с Лиамом Нисоном. На этот раз не просто в обертке экшена с недельным сроком годности (обычно это действительно так), а с толковой кинематографической традицией. Детектив Филип Марлоу, вышедший из-под пера Рэймонда Чандлера, в свое время неплохо обогатил кинонуар: от циничного и хладнокровного Хамфри Богарта в 40-х до ироничной деконструкции Эллиотом Гулдом в 70-х. В сегодняшнюю пору, когда фанфики стали обычным делом, Марлоу, подобно Шерлоку Холмсу, зажил множеством разных и параллельных жизней – одну из них предложил писатель Джон Бэнвилл, чей роман «Черноглазая блондинка» и стал основой для новой экранизации. Лиам Нисон пусть и укоротил свой талант пенсионными боевиками про стареющего спеца, тем не менее всегда оставался актером достаточно фактурным. На нем хорошо сидит винтажный костюм и шляпа федора, а камера с восхищением останавливает мгновение в кадре, когда Нисон… просто закуривает. Он может убедительно побрюзжать о том, как «стар для всего этого дерьма», сменить надоевшую постмодернистскую иронию на лобовую серьезность, а также многое сказать о нравах — в новом Марлоу, например, нет никакого романтического напряжения (так что наш новый сыщик никакой не ловелас). Нисон создает портрет уставшего детектива, идущего против ветра перемен. Недаром действие разворачивается в конце 30-х, когда меняется вся историческая авансцена, затрагивая в том числе жизнь расслабленного Лос-Анджелеса.
Режиссеру Нилу Джордану, правда, с инкарнацией Марлоу не шибко повезло – критики катком прошлись по фильму, зрители холодно отнеслись к новому амплуа Нисона, а сама попытка не столько возрождение культового героя, сколько необязательная работа на ниве бесконечных фанфиков. С первого взгляда «Марлоу» старательно моделирует вселенную нуара: и упомянутые шляпы, и загадочные женщины, и венецианские жалюзи, разрезающие солнечный свет, и какие-то подковерные интриги элит, осевших в видных индустриях Города Ангелов. Да, фильму недостает тональной и жанровой определенности – местами Джордан ищет силу в старом добром консервативном нуаре (поэтому и герои здесь держат серьезную мину), а местами – в избыточном ревизионизме, базирующемся на наследии «Китайского квартала» и «Долгого прощания». Но чтобы равняться с Полански и Олтманом, к сожалению, «Марлоу» недостает бойкости и атмосферности: в кадре кукольный, почти безжизненный полис по производству фильмов и денег. По нему приятно скользить камерой и прогуливаться, но самой истории «Марлоу», пожалуй, он не добавляет очков — Шазелл в недавнем «Вавилоне» с куда большим азартом заглянул в подземные тропы города.
В нужный момент сюжет идёт по странной траектории, пытаясь запутать зрителей (в дополнение к Дайан Крюгер появляется ещё одна роковая женщина в исполнении Джессики Лэнг), а загадка внезапно обретает двойную референцию — через ссылки то на Альфреда Хичкока, то на хрестоматийные детективы Джона Хьюстона. В этом смысле «Марлоу» — детектив без свойств, сплошь и рядом нашпигованный заимствованиями. Бравада пожилого сыщика, сыгранного Нисоном, кажется, и вовсе перекочевала из его последних экшен-триллеров, где тот признаёт преклонность своих лет. Медленный и неспешный темп вроде работает на погружение, но и погружать по большому счёту оказывается некуда — Голливуд предвоенной эпохи здесь похож на непритязательный павильон. В общем и в целом «Марлоу» — спорное и совершенно точно необязательное возвращение к жизни героя, который эпохой не слишком востребован. Уложить тройку бандитов — и кулаками, и стульями, — вызвать романтический азарт в сердцах женщин, несмотря на преклонные года, найти объяснение происходящему криминалу и распутать бандитские сети: Нисон продолжает напоминать, что он стар, но с приставкой «супер». Винтаж и хмурые детективы 40-х давно превратились в симулякр и ностальгию по несуществующему прошлому, и есть ощущение, что «Марлоу» поленился идти куда-то дальше, воспевая это простое чувство.