На этой неделе в прокате «Ограбление по-джентльменски» — бестолковый фильм-ограбление с Пирсом Броснаном и дорогими часами в главных ролях. Если вы соскучились по напряженным картинам о том, как профессионалы мастерски кого-то грабят, а «Гнев человеческий» посмотрели уже несколько раз, то мы собрали для вас шесть отличных фильмов про ограбления, которые вы можете посмотреть дома.
В фильмографии режиссера Ф. Гэри Грея можно найти не только обласканные зрителям картины «Ограбление по-итальянски» или «Законопослушный гражданин», но и недооцененный фем-боевик «Вызов», отмечающий в этом году 25-й юбилей. Это на удивление драматическая история с острым для кино 1990-х социальным комментарием о жизни в гетто: четыре столкнувшиеся с нищетой подруги решают, что им необходимо ограбить банк — если не из-за собственного благосостояния, то хотя бы ради семей. Получился напряженный боевик с сильными героинями, которым действительно хочется сопереживать. Похожего результата добивался Стив МакКуин во «Вдовах», но вместо этого сделал нелепый триллер с поверхностными социополитическими размышлениями о полицейском насилии, расизме и сексизме.
Если вы соскучились по Джозефу Гордон-Левитту — прекрасному актеру, который в последние годы редко появляется на больших и малых экранах, — то вам стоит присмотреться к не самому известному фильму, в котором он сыграл одну из лучших своих ролей. «Обман» — режиссёрский дебют Скотта Фрэнка, который в прошлом году подарил нам «Ход королевы». Ограбление появляется в фильме не сразу, потому что это в первую очередь история о депрессии и переживании травмы. По сюжету герой выживает в страшном ДТП, в котором гибнут его друзья; следующие четыре года он проводит на терапиях, пытаясь справиться с нестабильным эмоциональным состоянием и чувством вины. Единственная работа, на которой он сумел продержаться, — это уборщик в небольшом банке. Однажды к нему приходит школьный знакомый — он предлагает ему поучаствовать в ограблении того самого банка. «Обман» не удивит вас запутанным планом героев или напряжёнными эпизодами, зато представит одну из самых оригинальных историй, скрещивающих личную драму и heist-movie.
По-простому названный триллер «Грабёж» — один из самых недооценённых фильмов великого Дэвида Мэмета; он провалился в прокате, но стал сенсацией, когда вышел на носителях и дважды окупил свой бюджет. Как и всегда у Мэмета, «Грабёж» в первую очередь подкупает героями и их комплексными взаимоотношениями: главный герой, профессиональный вор Джо, случайно попадает на камеры видеонаблюдения и поэтому вынужден экстренно бежать из страны — чтобы это сделать, ему придется пойти на шантаж своего бывшего подельника и ограбить в воздухе самолёт, перевозящий золото. Джо считает, что его предала жена, а старые друзья планируют убрать его при первой удобной возможности, поэтому на дело герой отправляется с осознанием, что оно и правда может стать последним. Возможно, несколько прямолинейное и в чём-то бесхитростное, зато прекрасно разыгранное кино о том, как профессионалы делают свою работу.
Единственный режиссёрский заход Билла Мюррея — криминальная комедия «Быстрые перемены», в которой, по мнению многих его фанатов, актёр исполнил свою лучшую комедийную роль. Фильм начинается с гениального ограбления: троица — герой, девушка и лучший друг — грабит банк с помощью костюма клоуна и ненастоящего динамита, после чего они оставляют заложников и радостно едут в аэропорт. Их затянувшийся побег — основная часть фильма: то ли высшие силы, то ли сам Нью-Йорк против того, чтобы герои сбежали от правосудия, поэтому им приходится раз за разом переживать абсурдные и нелепые ситуации на своём пути. Они потеряются на шоссе, с которого рабочие сняли дорожные знаки, будут ограблены уличным вором и потеряют большую часть куша, останутся без машины и встретятся с таксистом, который не говорит по-английски. В общем, побег от правосудия в кино редко достигал таких уморительных высот.
«Мужские разборки» — это не какой-нибудь малоизвестный и недооцененный фильм, а настоящая классика мирового кинематографа, которая даже 60 лет спустя вдохновляет кинематографистом (5-й эпизод 4-го сезона «Мистера Робота»). После пятилетнего тюремного срока на свободу выходит обаятельный вор Тони — его не дождалась девушка, но дождались бывшие подельники, которые предлагают подзаработать немного деньжат на первое время и по-быстрому ограбить ювелирный магазин. Тони решает расширить небольшое дело до полноценного ограбления со вскрытием сейфа. «Мужские разборки» — без преувеличений величайший фильм-ограбление с гениальным получасовым эпизодом самого ограбления, снятым практически без диалогов и закадровой музыки, но подкупающим гиперреализмом и напряженной атмосферой. В остальном это не самая глубокая, но всё равно достойная внимания драма о личной трагедии и разбитом сердце больше не вписывающегося в криминальное окружение героя.
Размеренную жизнь на испанской вилле вышедшего на пенсию взломщика сейфов Гарри нарушает приезд отбитого социопата, который пытается убедить его отправиться в Лондон и помочь криминальному боссу ограбить банк. Агрессивный чужак не принимает отказов и постоянно пытается унизить героя на глазах его жены — напряжение перерастает в полноценное столкновение, из-за которого Гарри всё же вынужден отправиться в Лондон. Это не только стильный и напряженный психологический триллер (благодаря великой роли Бена Кингсли, который матерится каждые пять секунд с кокни-акцентом), но и умное, полное метафор и символов кино об унижении и маскулинности. Режиссёрский дебют Джонатана Глейзера, по праву считающийся одним из немногих фильмов нулевых, которые заслуживают культовый статус.