Блестящий фильм Пэйна -- такого кино стоило ждать много лет.
Пока занимающийся недвижимостью гавайский магнат Мэтт Кинг (Клуни) следит за продажей последнего земельного участка своей семьи, супруга героя попадает в аварию на воде и впадает в кому. Отдалившийся от семьи Кинг должен в одиночку воспитывать трудных дочерей (Вудли, Миллер) и узнать шокирующую правду о своей жене.
С фильмами Александра Пэйна, которые все как один – комедии, смешно то, что они не смешные. "О Шмидте": одинокий старик пересекает Америку, чтобы не дать своей дочери выйти замуж. "Выскочка": озлобленный учитель средней школы пытается угробить политическую карьеру своего ученика-отличника. «На обочине»: двое мужчин едут на мальчишник, будущий жених волочится за женщинами, а шафер находит свою любовь. Однако Пэйн находит в этих сюжетах бездну юмора. Удивительного, иногда шокирующего юмора, заставляющего задыхаться от смеха. Не то чтобы у Пэйна был талант видеть смешное в самых неподходящих местах. Скорее, это талант открывать нам глаза на то, что мы все склонны видеть смешное в самых неподходящих местах.
Что и происходит в "Потомках", фильме, который заслуживает того, чтобы соседствовать в фильмографии режиссера с его пока лучшим творением, "На обочине". По синопсису не скажешь, что нам обещают одну забойную шутку в минуту. Кризис среднего возраста; заброшенное отцом потомство; сомнительная сделка с недвижимостью; жена в коме. Скорее, это описание фильма, над которым должны пролить слезу уставшие от жизни домохозяйки, смакующие послеобеденный джин. На деле, несмотря на типично пэйновского персонажа-идиота (Ник Крауз в роли туповатого подростка Сида) и пары-тройки прекрасных эпизодов комедии положений (нечаянный удар по голове; уморительная пробежка Джорджа Клуни), забойных шуток тут меньше, чем в предыдущих лентах Пэйна. Но это – плюс, а не минус. Можно утверждать, что "Потомки" – самая сложная работа режиссера на сегодня, и ее стоит пересмотреть, чтобы насладиться фильмом по полной.
Вероятно, тут сыграла роль весьма сложная судьба сюжета, легшего в основу кино. В перенесенной Пэйном на экран книге история изложена с точки зрения Мэтта Кинга, которому перевалило за пятьдесят, а написала эту книгу Кауи Харт Хэммингс, женщина за тридцать. Фильм, действие которого тоже происходит на Гавайях, снят парнем из Омахи, штат Небраска, и до сих пор герои картин Пэйна не покидали пределы Северной Америки. А главный герой, отец семейства и верный, но, видимо, скучный муж, сыгран Джорджем Клуни.
В последний раз Клуни лил воду на мельницу собственного звездного образа в ленте «Мне бы в небо» Джейсона Райтмана, за что и был номинирован на "Оскар". Здесь он плюет на этот образ с высокой колокольни. В роли Мэтта Кинга легко можно представить Пола Джаматти, Уильяма Мэйси или Брайана Крэнстона. Он и рассказчик, и главный герой, и Клуни с его большим опытом отдыха на берегах озера Комо легко убеждает нас, что когда в самом начале он сообщает закадровым голосом: "А не пошел бы этот рай в жопу!" – он серьезен и искренен. Мы видим тут не круговорот гламура в природе, а актера с морщинами от нелегкой жизни.
Клуни энергично помогают другие актеры – от сыгравших роли третьего плана Бо Бриджеса (обманчиво спокойный кузен Мэтта) и Мэтью Лилларда (лучащийся счастьем соперник) до актрис, играющих дочерей. Шэйлин Вудли и новичок Амара Миллер – идеальные отпрыски Мэтта 17 и 10 лет соответственно, и обе оказываются куда сложнее архетипов "бунтующий подросток" и "не по годам развитый ребенок". Вудли на удивление близка к тому, чтобы украсть фильм у Клуни, и не только потому, что ее героиня в итоге тянет на себе весь сюжет. "Ты поднял на меня руку, да?" – шипит она, когда Мэтт неумело призывает дочь к порядку. Реакция схвачена точно: неверие смешивается с яростью и удивлением. Это очень изящная сцена.
Таких сцен в "Потомках" множество: фильм удался именно потому, что снят по проницательному и живому сценарию (написанному в соавторстве Пэйном, Натом Факсоном и Джимом Рэшем). Он не только вступает в резонанс со зрителем ("на Гавайях даже самые могущественные люди выглядят как бродяги и дублеры"), он еще и избегает легких ходов, например, нам не показывают часть сцены перед "большой речью" Мэтта: мы уже знаем, что он хочет сказать, так зачем повторяться? Столь язвительные, веселые и умные режиссеры, как Александр Пэйн, – большая редкость, а фильмы он снимает нечасто. Потому, как и "На обочине", "Потомки" – кино, которое нельзя пропустить.