В российский прокат вышла 4к-реставрация ставшего классикой корейского психологического хоррора 2003 года «История двух сестер». Жанровый перевертыш от режиссера Ким Джи-уна, одного из столпов прорыва Южной Кореи в международное мейнстримное кино, берет за основу легенду эпохи времен государства Чосон и превращает ее в напряженный триллер с элементами истории о призраках. Разбираемся, чем же так до сих пор шокирует зрителей фильм Ким Джи-уна.
Семейная драма в обертке хоррора
Две сестры, Су Ён (Мун Гын Ён) и Су Ми (Им Су Чжон), возвращаются домой после длительного лечения в психиатрической клинике. В прошлом девочек произошел загадочный травмирующий инцидент, именно из-за него героиням понадобилась помощь квалифицированных специалистов. Их мать умерла, а отец Му Хён (Ким Гап Су) слишком быстро (по мнению дочерей) оправился от горя и женился на Ын Джу (Ём Чон А) — властной, подозрительной и злобной женщине с явными психическими отклонениями.
Жизнь сестер с мачехой постепенно превращается в ад. В какой-то момент Су Ми даже замечает синяки на руках Су Ён и обвиняет в побоях Ын Джу. Та не особо и скрывает неприязнь к чужим детям и, периодически глотая какие-то таблетки, переходит от словесных угроз к прямой конфронтации. Все это время Му Хён занимает позицию пассивного наблюдателя и лишь изредка общается с дочерьми. А между тем в доме происходят странные вещи. Су Ми начинает видеть призраков и слышать пугающие звуки. Так Ким Джи-ун, аккуратно начав с психологической драмы о семейных травмах и отсутствии любви, перекручивает повествование в историю о призраках, терроризирующих и без того нездоровую семью.
Размывание границ между реальностью и иллюзией
Ким Джи-ун мастерски (с помощью монтажных и звуковых решений) работает с пространством кадра и нервозным чувством недоверия к действительности. Чем дальше Су Ми, а вместе с ней и зрители продвигаются по сюжету, тем призрачнее становится граница между реальным миром, в котором разворачивается драма семейная, и иллюзией, включающей в себя сверхъестественные элементы. В конце концов уже никто не в состоянии отличить вымысел от были: смотрящий погружается в состояние сродни сонному параличу, когда органы чувств работают на полную, но моторные функции отключены. Человек становится наблюдателем, не способным никак повлиять на события, свидетелем которых является. Так и Су Ми, все глубже вязнущая в кошмаре наяву, приближается к трагической и шокирующей развязке.
К тому же «История двух сестер» собрана нелинейно. С помощью сложной нарративной структуры режиссер смог, во-первых, максимально долго скрывать важные сюжетные повороты и играть со зрителями, а во-вторых, еще точнее передать ощущение потерянности, в котором пребывает Су Ми большую часть картины.
Одного просмотра недостаточно
На протяжении всей ленты Ким Джи-ун расставил подсказки, которые помогут разобраться в хитросплетениях сюжета. То тут, то там мелькают намеки и небольшие детали, предсказывающие финальный твист «Истории двух сестер».
Однако зритель, смотрящий картину впервые, вряд ли обратит внимание на такие мелочи (если, конечно, не начитается перед просмотром спойлеров). Благодаря подходу к повествованию фильм Ким Джи-уна можно пересматривать несколько раз и все равно получать удовольствие, открывая для себя все новые и новые слои.
Обыденность кошмара
С помощью «Истории двух сестер» Ким Джи-ун говорит о горе и раскаянии. А пугающие события, происходящие с героями фильма, символизируют их попытки справиться со страданием внутри. Режиссер сознательно выбрал медленный темп и постепенное нагнетание саспенса, а не жанровые инструменты вроде скримеров или шокирующие кровавые расправы, чтобы погрузить зрителей в липкую ауру помешательства.
А абсолютная обыденность происходящего в доме Му Хён и его дочерей усиливает контраст между мистическим (то есть тем, что творится в пределах внутреннего мира героев) и бытовым (существующей по привычным нам законам реальности). И именно в точке сопряжения этих двух, казалось бы, противоположных сфер и кроется ужас «Истории двух сестер».