Захватывающая драмеди для любителей «Игры на понижение» и классовой борьбы.
Январь 2021 года, разгар COVID–19. Энтузиаст Кит Гилл по прозвищу «Ревущий котёнок» (Пол Дано) ведёт YouTube-канал и призывает своих подписчиков массово скупать акции компании GameStop. Постепенно рост акций набирает обороты, что заставляет содрогнуться Уолл-стрит и приводит к потере многомиллиардного состояния у хедж-фондовых менеджеров.
Фильмы о финансовых кризисах, пирамидах и других катаклизмах часто стоят перед невыполнимой задачей: остаться в фокусе и доступным языком объяснить происходящее несведущей аудитории. К счастью, новый проект Крэйга Гиллеспи («Круэлла», «Тоня против всех») более чем уверенно — и всего за 100 минут — раскрывает одну из самых удивительных историй новейшего времени, напоминая о важности сопротивления обстоятельствам и силе пользователей Reddit. Отсутствует разве что Марго Робби, объясняющая особенности фондового рынка в пенной ванне с шампанским в руке.
Кит Гилл обожает «рыночек». Осенью 2020-го простой миллениал, живущий в Бостоне с женой (Шейлин Вудли) и ребёнком, ведёт непопулярный блог на Ютубе, предпочитает дешёвое пиво, оплакивает умершую в пандемию сестру. У Гилла есть родители и придурковатый брат (конечно же, Пит Дэвидсон), работающий курьером, — их тоже как-то надо поддерживать. Всё меняется, когда Гилл решает поставить на GameStop — загибающуюся компанию, предоставляющую игровые товары. Спустя полгода при помощи орды поклонников с реддита марафон желаний Гилла становится настоящей сенсацией: акции GameStop набирают обороты, Уолл-стрит в панике, рушатся хедж-фонды и другие институты, теряются миллиарды.
Картина готовилась параллельно со слушаниями в Конгрессе США: тогда власти заподозрили обе стороны в нечестной игре и манипулировании инвесторами. В основу проекта был положен нон-фикшн «Антисоциальная сеть» Бена Мезрича, автора дотошного и набившего руку на схожем разоблачительном материале (ранее он писал про Марка Цукерберга в «Миллиардерах поневоле»: текст послужил канвой для «Социальной сети» Дэвида Финчера). Термин «дурные деньги» (dumb money) на языке финансистов означает индивидуальных инвесторов, которые якобы безнадёжны в мире крупного капитала, а следовательно, больших успехов добиться не могут. Гиллеспи вместе с внушительным кастом доказывает, что шанс есть всегда, нужны лишь общественная осведомлённость, сарафанное радио и скромные вложения. Продравшись через десятки незнакомых понятий (см. шорты, сквизы и прочее), «Деньги» обретают целостность и сплочённость, приятно удивляют юмором, заслуживают внимания хотя бы разнообразным составом участников — реальных людей, временно совершивших революцию и почти свергнувших богачей.
Помимо главного связующего звена Дано актёрский ансамбль гремит большими и не очень именами. От лагеря Уолл-стрит выступают Себастьян Стэн в роли мутного болгарского предпринимателя Влада Тенева, а также Сет Роген, Винсент Д’Онофрио и Ник Офферман в образах обезумевших (и крайне скучных) вершителей судеб, играющих в теннис и держащих в своих роскошных особняках свиней в качестве домашних питомцев. Среди простых обывателей на экран нисходят Энтони Рамос (работник GameStop со страстью к рэперше Megan Thee Stallion), Америка Феррера (медсестра с ипотекой и детьми, которым нужны брекеты), Миха'ла Херролд и Талия Райдер (студентки-стримерши в поисках лёгких денег). «Дурные деньги», как и «Игра на понижение», знают, чем привлечь зрителей, и ставят на действующих лиц в качестве основных нарраторов.
Сценарий Лорен Шукер Блум и Ребекки Анжело («Оранжевый — хит сезона») не блещет новизной, иногда чересчур топорно и лубочно рисует богачей и противостояние двух миров в целом, но всегда остаётся человечным, дерзким и умело организованным. Как итог воодушевляющее кино про случайности, которые вовсе не случайны, и гражданское взаимодействие, на котором можно отлично подзаработать.