
Удачная интерпретация бессмертной классики Фассбиндера.
10 февраля Берлинский кинофестиваль открылся драмой Франсуа Озона «Петер фон Кант», отвечающей одноименному фильму и пьесе Райнера Вернера Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант». Оба режиссера показывают историю абьюзивной любви, но если Фассбиндер через роман двух женщин, то Озон — через отношения двух мужчин. Рассказываем о том, как две картины входят в диалог друг с другом и зачем понадобилось менять гендер персонажей.
Переснять классическое кино, не устаревшее ни по форме, ни по содержанию, — идея рискованная. Поэтому Франсуа Озон экранизирует оригинальную пьесу Райнера Вернера Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант», входя в диалог с его одноименным фильмом. «Слезы» Фассбиндера — театрализованное, мертвецки-холодное кино о природе любви, где от человеческих чувств остались лишь острые осколки. В истории любви двух лесбиянок, Петры (Маргит Карстенсен) и Карин (Ханна Шигула), основная сюжетная линия посвящена их абьюзивным отношениям, но автору важнее образ молчаливой секретарши Марлен (Ирм Херман), наблюдающей за всем со стороны (ей посвящен фильм). Они живут вместе 3 года, Петра с ней танцует и на нее же кричит, в финале Марлен покидает квартиру. В «Слезах» Фассбиндер через жесткую любовницу Петру и ее помощницу Марлен показал самого себя и свою душу, изъеденную страстями, наркотиками и алкоголем. Франсуа Озон меняет ракурс фильма, использует факты из биографии Райнера Фассбиндера, делая его отражение Петера фон Канта (Дени Меноше) главным героем.
Сюжет прост: 40-летний успешный режиссер начинает роман с 23-летним Амиром (Халиль Бен Гарбия), обещая ему карьеру в кино. Их отношения похожи на американские горки, где один постоянно требует любви и напоминает о количестве оказанной помощи, а другой издевается над партнером, заставляя ревновать к себе. Если «Слезы» можно назвать трагедией чувств, то «Петер» — мелодрама, в которой Озон пытается разобраться с личностью Фассбиндера. Кроме Петера и его любовника есть две главных героини — это подруга Сидони (изумительная Изабель Аджани) и мать Петера Розмари (Ханна Шигула). Концепт оригинального произведения предполагал персонажей одного гендера, Франсуа Озон же специально оставляет Сидони и Розмари женщинами, чтобы сюжет был ближе к реальной истории. Ханна Шигула на протяжении многих лет была подругой Фассбиндера, видела преображения его характера сквозь года, поэтому Озон уделяет много внимания главным героиням. Крики режиссера, желание умереть и колыбельная матери в конце — это возможные или выдуманные ситуации из жизни Шигулы, которая таким образом прощается со старым другом.
Отблагодарить и отпустить в себе Райнера Фассбиндера пытается и Франсуа Озон, переделывая его произведение. Первый отказывался от ярких чувств и красивых интерьеров, люди в его фильме напоминали манекены, которые постоянно видны на заднем плане, — второй же покрывает их толстым слоем красной краски, эстетизируя кадр однотонной одеждой и элементами интерьера. Если в «Слезах» эмоции были сжаты до предела, то в «Петере» герои плачут навзрыд и отпускают глупые шутки и каламбуры.
Лесбийский склеп Петры фон Кант Озон наполняет типичной гей-символикой: на стене висят огромные изображения святого Себастьяна, Петер носит трусы с тигровым принтом и обсуждает чью-то поездку в Майами. Автор сделал своего героя человечнее, чтобы зритель в полной мере увидел ужасный характер мужчины, которого невозможно оправдать. Он был отвратительным человеком, но прекрасным режиссером — это говорит Ханна Шигула губами Изабель Аджани. С ней соглашается и Озон, уничтожающий Фассбиндера в финале, когда заменивший Марлен Карл (Стефан Крепон) плюет в лицо Петеру. Ведь абсолютной любви он не достоин, только этого.