Необязательное объединение супергероев, сильных именно своей индивидуальностью и независимостью, предсказуемо оказалось посредственным и уступающим сольным комикс-проектам Netflix
После потери Электры Мэтт Мердок избавился от костюма Сорвиголовы и работает адвокатом, предоставляемым неимущим обвиняемым. Люк Кейдж, освободившись из тюрьмы, возвращается в Гарлем, где пытается навести порядок и приструнить преступность. Джессика Джонс, изредка трезвея, занимается частным сыском, чередуя слежку за неверными мужьями с опустошением баров. Дэнни Рэнд находит Кунь-Лунь в запустении, а от встреченных в подземельях тайного города врагов узнает, что Сила теперь сосредоточена в Нью-Йорке. В какой-то момент личные дела и заботы приводят четверку супергероев в одну точку – в центре Манхэттена одна из глав Руки, властная женщина по имени Александра, ведет загадочные раскопки, угрожающие всему городу. Для завершения своих планов Александре нужен Железный Кулак, способный преодолеть магический заслон в недрах Нью-Йорка, Дэнни уже успел познакомиться с Силачом, Сорвиголовой и Джессикой Джонс, и те не намерены его отдавать врагу. Объединившиеся защитники города вновь встают на пути Руки, и тогда зловещая организация вынуждена использовать свое самое мощное оружие – Черное небо…
Когда в своей кинематографической вселенной Marvel подошла к первому сборному фильму, «Мстители» опирались на не самый основательный фундамент: в так называемую «Первую фазу» тогда кроме двух удачных фильмов о Железном человеке вошли раскритикованный за излишнюю фэнтезийность «Тор», выбивающийся из общего ряда приключенческой олдскульностью «Первый мститель» и «Халк», которого из-за смены актера предпочитают и вовсе больше не вспоминать. Все эти картины не были слабыми или провальными, но они были слишком разными и фактически не имели общего знаменателя. «Мстители» стали своеобразным скрепляющим конструкцию куполом, кулаком, удерживающим одновременно воду, песок и кремень. Фильм Джосса Уидона, таким образом, правильнее называть не «вишенкой на торте», хотя он и венчает грандиозную «Фазу 1», а самим тортом – продуктом, соединившим муку, воду, яйца, крем и вкусовые добавки в аппетитное лакомство.
«Защитникам» от Netflix пришлось идти по собственном пути, ведь четыре сериала о супергероях Нью-Йорка, выпущенные видеосервисом, не то чтобы были одинаковыми, но имели схожую атмосферу, активно перекликались еще на этапе «сольников», а главное – являлись крепкими произведениями, по большому счету в дополнительных костылях они не нуждались. Кроссовер в случае Netflix – это скорее дань традиции: бумажные комиксы постоянно заставляют персонажей объединяться в команды, чтобы либо противостоять общему могущественному врагу, либо столкнуть характеры и методы борьбы самих супергероев. Вот и «Защитники» объединяются несколько искусственно и под напором авторов, а не обстоятельств. Увы, сериалу это на пользу не идет.
Забегая вперед, нужно сказать, что сюжет «Защитников» – самая слабая часть сериала. Очередное столкновение с Рукой и Черным небом не выглядит той угрозой, для сражения с которой нужно объединение аж четырех супергероев, и в этом расписываются даже сами авторы – в шоу нет ни одного эпизода, в котором от героев потребовались бы какие-то индивидуальные неповторимые умения. Да, в драках Железный кулак и Сорвиголова действуют по-своему, но это всего лишь манера боя, но не проявление характера, навыков или социальных связей. «Защитники» хоть и объединяются, но не преумножают силы друг друга, а просто складываются в колючий коллектив индивидуалистов.
За последнее, впрочем, авторов стоит похвалить. Продолжая гнуть свою линию реалистичности и сложности характеров ведущих персонажей, создатели «Защитников» показывают зрителям не вставших плечом к плечу супергероев, а четверку не доверяющих никому людей, вынужденных в своих делах опираться на мнение чужаков. Строго говоря, от подобных конфликтов бумажные комиксы всегда выигрывали, в таких «столкновениях» всегда ярче проявлялись характеры, жестче ставились вопросы морали, но «Защитникам», во-первых, не хватает времени на психологическую «кашу», а во-вторых, зрители требуют экшена, а не драмы, поэтому внутреннее напряжение приходится обозначать пунктиром.
Что же в таком случае нам предлагают авторы, если не суперзлодея и не противостояние супергероев? А ничего. Точнее, ничего такого, что вы не видели бы в предыдущих сериях. Мердок все так же бегает за Электрой и мотает сопли на кулак, Кейдж разрывается между женщинами и продолжает исповедовать прямолинейность, Джонс, как и прежде, отталкивает от себя всех и предпочитает стоять в стороне, а Рэнд совершает глупость за глупостью и трещит без умолку о своих суперпособностях. Время от времени на периферии зрения вроде бы возникают какие-то намеки на что-то большее, вроде угрозы близким супергероев и проблемы самостоятельности их выбора, но все они развеиваются, как туман. Драматизма, как ни жаль, в «Защитниках» очень мало, а экшен не выходит за рамки уже показанного.
Сериал, как и предполагалось, отлично снят, авторы умеют показать своих героев с выгодной стороны, знают, как добавить угрозы в образ Александры Сигурни Уивер или сексуальности в костюм Черного неба, они прекрасно умеют раскладывать загадки и вовремя свои секреты «вскрывать», но, увы, во всем этом нет какой-то масштабности и значимости, «Защитники» никак не выглядят «Мстителями» или «Лигой Справедливости», сериал не стал вершиной, где сошлись несколько альпинистов, он больше похож на привал у склона горы, на котором конкуренты и соперники посидели у одного костра, чтобы утром снова пойти своими дорогами к собственным целям.
И это на самом деле не так уж и плохо. После «Защитников» переключиться на сольные вторые (а у «Сорвиголовы» третий) сезоны будет несложно – герои никак не поменялись, Нью-Йорк уцелел, враги остались теми же. А события вокруг источника субстанции и у персонажей, и у зрителей со временем просто сотрутся из памяти, как странный уик-энд в компании дальних родственников – попили-погуляли, но повторять – спасибо, не надо.