Откровенная документальная лента о первых годах в профессиональном спорте шведского футбольного супернападающего Златана Ибрагимовича
Откровенная документальная лента о первых годах в профессиональном спорте шведского футбольного супернападающего Златана Ибрагимовича.
В 1999 году 18-летний нападающий Златан Ибрагимович впервые вышел на поле в составе шведского клуба «Мальмё». В тот год «Мальмё» вылетел из высшего шведского дивизиона, и Ибрагимович пообещал себе, что вернет клуб в его «родной» дивизион и прославится на всю страну. Так началась профессиональная карьера одного из ярчайших футболистов современности, первые шаги которого в чемпионатах Швеции, Голландии и Италии прослеживает шведская документальная лента.
Документальные картины о знаменитых людях обычно начинают снимать, когда эти люди добиваются всего, чего только можно добиться. Кто будет бегать с камерой за мальчишкой, у которого еще молоко на губах не обсохло? «Златан. Начало» в этом отношении – уникальное кино. Его создатели Фредрик и Магнус Герттен в конце 1990-х снимали документальную «закулисную» ленту о клубе «Мальмё», и они запечатлевали на пленку всех игроков, включая никому еще тогда не известного Ибрагимовича.
Никакие пиарщики работу операторов не контролировали, и те могли снимать спортсменов в раздевалке, в автобусе и даже дома. И чем дольше продолжался этот проект, тем яснее становилось, что интереснее всего наблюдать за чрезмерно самоуверенным и донельзя ребячливым, но исключительно талантливым форвардом, который стал одним из героев сезона и получил суперприз – место в голландском «Аяксе».
Тогда еще не было очевидно, что Ибрагимович в большом футболе всерьез и надолго. Но братья Герттен все же приберегли до лучших времен не вошедшие в их картину съемки юного Златана. И вот недавно шведы решили, что лучшие времена наступили. Они смонтировали на основе тех съемок документальную ленту, дополнительно записав множество интервью со знающими Ибрагимовича людьми и проследив уже без «близости к телу» дальнейшую раннюю карьеру Златана в «Аяксе» и «Ювентусе».
Разумеется, братья Герттен создали «Златана. Начало» в расчете на шведских зрителей, для которых Ибрагимович – национальный герой и один величайших спортсменов за всю историю страны. Но в России эта картина, пожалуй, интереснее, чем в Швеции, потому что мы начали следить за подвигами и поражениями брата-славянина лишь после того, как он стал играть на самом высоком уровне – в «Ювентусе», «Милане», «Барселоне» и так далее. Прежде мы могли лишь читать о том, каким Ибрагимович был в «Мальмё» и «Аяксе». Теперь же мы можем увидеть и его лучшие тогдашние голы (поверьте, они того стоят!), и его постепенное превращение из «школоты» в того эксцентричного кумира, которого мы сейчас знаем и любим – или терпеть не можем. Потому что Ибрагимович всегда был мастером провоцировать сильные чувства в свой адрес.
Если посмотреть на «Златана. Начало» с высоты птичьего полета, то можно сказать, что это совершенно стандартная спортивная история, хорошо знакомая по художественным и документальным повествованиям. Молодой, но одаренный спортсмен из бедной семьи ярко показывает себя во второстепенной команде, затем попадает в более сильный коллектив, стушевывается, не выдает все, на что способен… Но в итоге парень преодолевает себя, срабатывается с партнерами, выдает серию феерических матчей и получает билет в лигу своей мечты. Попутно у него появляются друзья и соперники, порой в одном лице, а его многоопытные боссы то носятся с ним как с писаной торбой, то рвут последние волосы на голове, когда им кажется, что огромные деньги были заплачены зря. Фанаты также то именуют героя «королем», то свистят и требуют, чтобы он убирался с поля. Все как всегда, все по шаблонному сценарию.
Однако, хоть жизнь и карьера у него довольно-таки стандартные (уж точно не уникальные!), Ибрагимович – нестандартный футболист и ярчайшая личность. Его харизма чувствуется даже в самых ранних кадрах «Златана», где мы видим еще не спортсмена, а личинку форварда, которая сбегает с уроков на тренировки. Если бы Ибрагимович не был футболистом, из него вышла бы отличная звезда реалити-шоу, поскольку за ним интересно наблюдать, даже когда он режется с младшим братом в видеоигру, переругивается со шведскими фанатами или откровенно рассказывает, как познакомился со своей первой постоянной девушкой. И такие фрагменты в фильме оказываются отнюдь не «водой», а любопытными и запоминающимися штрихами к образу героя.
Впрочем, хотя картина уделяет немало времени Ибрагимовичу-человеку, в центре ее внимания – Ибрагимович-футболист. Братья Герттен рассказывают о яростном противостоянии Златана в шведском чемпионате с защитниками одного из соперников «Мальмё», об игровых провалах в «Аяксе», о нежелании играть в пас и подстраиваться под партнеров, о соперничестве с египетским форвардом Мидо за место в основном составе… Последнее противостояние было особенно драматично, потому что Ибрагимович и Мидо крепко дружили, так как оба были чужаками в Голландии. Но в определенный момент их конфликт дошел до того, что разъяренный Мидо метнул в Златана большие ножницы и чуть не отправил друга-соперника в больницу.
Да, было и такое. Как был и подлый удар локтем игрока чужой команды, за который Ибрагимович был дисквалифицирован на пять игр. Поскольку «Златан. Начало» – не проект пиарщиков футболиста, фильм далек от житийной слащавости, и он не пытается сгладить острые углы Ибрагимовича и скрыть его человеческие и футбольные промахи. Хотя это и не «скандалы, интриги, расследования», и лента не старается найти в комоде форварда никому не известное грязное белье. Она лишь напоминает о том, что сейчас уже подзабылось, чтобы нарисовать не икону, а выпуклый и сравнительно объективный портрет эмоционального, профессионального и житейского роста футболиста на пути от просто Златана к самому известному Златану планеты.
С 19 мая в кино.