Наверняка каждому из нас в детстве и подростковом возрасте приходилось оставаться одним и беседовать с вымышленными друзьями или хотя бы с самими собой – в этом нет ничего странного, это всего лишь один из этапов социализации
Наверняка каждому из нас в детстве и подростковом возрасте приходилось оставаться одним и беседовать с вымышленными друзьями или хотя бы с самими собой – в этом нет ничего странного, это всего лишь один из этапов социализации. Но порой воображаемые собеседники преследуют людей и в зрелом возрасте – вот тогда приходит время бить тревогу, ведь далеко не всегда голоса в голове и собеседники в пустой комнате влияют умиротворяюще, часто они, наоборот, зовут на подвиги. В реальном мире подобные расстройства могут стать причиной госпитализации, но в кино из вымышленных собеседников часто получаются запоминающиеся герои. Мы вспомнили несколько наиболее ярких персонажей, которые являлись не более чем выдумкой или больной фантазией. И это не мешало им завоевывать любовь аудитории.
Норма Бэйтс
Хорошо говорить о вымышленных персонажах с высоты 57 лет, прошедших со дня выхода на экраны «Психо» Альфреда Хичкока, а вы представьте, каково было первым зрителям этого безусловно новаторского фильма, расширившего границы кинематографа и выпустившего демонов, присутствие которых мы ощущаем до сих пор. Мало того что картина путает своими ложными детективными ходами и подкладывает зрителю мнимую главную героиню, «Психо» дарит нам одного из самых запоминающихся персонажей, на экране почти не осязаемого, – матушка Нормана Бэйтса, властная и привыкшая к беспрекословному подчинению хранительница жуткого очага, с некоторых пор существует только в голове своего сына. Но это не мешает ей внушать ужас любому заглянувшему на огонек мотеля.
Бармен Ллойд
Американская традиция выпивать в баре подразумевает обязательное наличие обаятельного, умудренного опытом бармена, который и выслушает, и совет дельный даст, не забывая при этом деловито протирать полотенцем свежевымытый бокал. В классической картине Стенли Кубрика «Сияние» бармен появляется тогда, когда одиночество становится для Джека Торренса невыносимым испытанием – отель высосал из писателя все соки, а взамен устами элегантного Ллойда предложил выпивку, самый простой способ притупить боль. Вот только в обмен на бутылку виски Джек отдал остатки человечности, буквально продал дьяволу душу. Но как же можно устоять, когда дьявол в элегантном смокинге ведет себя как лучший друг?
Кайзер Созе
«Величайший трюк дьявола…» – ну, дальше вы наверняка знаете, ведь в свое время и вас Брайан Сингер поймал на крючок своего триллера «Обычные подозреваемые», где полиция идет по следу неуловимого гангстера по имени Кайзер Созе, в то время как сам «дьявол во плоти» спокойно восседает у них в клетке и заикаясь отвечает на вопросы детективов. По-хорошему запутанный и увлекательно связывающий вместе реальность и фантазии, фильм располагает достаточным количеством подсказок, позволяющих определить, кто на самом деле является Кайзером и не вымышленный ли это злодей, но для понимания всех деталей ленту придется посмотреть повторно, и, возможно, даже не раз.
Тайлер Дарден
Финальный трюк культового психологического триллера Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» не только сводит с ума главного героя, но и заставляет испытывать головокружение зрителя – ретроспективные воспоминания Рассказчика, в которых он видит только себя на месте Тайлера Дардена, окатывают холодным душем. Но тут же заставляют пересмотреть фильм, чтобы в очередной раз убедиться в том, что анархист в модной красной кожаной куртке – всего лишь фантазия невыспавшегося офисного клерка, задыхающегося в обществе потребления. Вы наверняка помните, что Тайлер развлекался тем, что вклеивал в фильмы изображения членов – Финчер работает тоньше, в «Бойцовском клубе» трижды Дарден вклеен в самых неожиданных сценах. Помните их?
Сэмми Дженкинс
Заключенный в бесконечный круг травмы кратковременной памяти Леонард Шелби выглядит заложником игр разума – он снова и снова подбирается к загадке смерти своей жены, но каждый раз ужасающее открытие очищает буфер его воспоминаний. «Помни Сэмми Дженкинса» – одна из многочисленных татуировок на теле Леонарда, очередная метка, от которой он отталкивается, восстанавливая хронологию трагедии. Вот только помнить некого – не с первого раза, но после нескольких просмотров становится понятно, что Сэмми с его амнезией и невольным убийством супруги не кто иной, как сам Леонард. На это дает намеки даже сам Кристофер Нолан – в одном из эпизодов на какую-то долю секунды место Сэмми в психушке занимает герой Гая Пирса. Не проморгайте!
Фрэнк
Запутанный мистический триллер «Донни Дарко» – бесконечный источник трактовок, спорить о природе снов Донни, о смыслах символов и пространственно-временном континууме можно часами. И каждый такой спор непременно приходит к обсуждению Фрэнка, загадочного молодого человека в костюме гигантского кролика с жуткой мордой. Именно Фрэнк первым дает подсказки о будущем, Фрэнк ведет Донни ко всем его странным выходкам, так что на какое-то мгновение в реальность парня без глаза даже хочется поверить. Но нет, это лишь странное завихрение в турбулентности временной шкалы или проявление шизофрении Донни – тут мы снова приходим к множеству вариантов, за обсуждением которых можно провести не один вечер.
Агент Парчер
Ради красивой истории жизни Джона Нэша, лауреата Нобелевской премии, режиссер Рон Ховард пошел на множество подлогов, но наибольшее возмущение вызвало то, что к преследовавшими Нэша всю жизнь звуковым галлюцинациям создатели фильма добавили зрительные – гениальный математик теперь не только слышал голоса в голове, но и видел, кто к нему обращается. С художественной точки зрения это вполне оправданно – было бы сложно так эмоционально принимать картину, если бы в ней не было блистательных Пола Беттани и Эда Харриса, сыгравших «вымышленных собеседников» героя Рассела Кроу, но зрители всегда должны помнить: Чарли и агент Парчер – воображаемые друзья не только Джона Нэша, но и Рона Ховарда.
Кокни Шутер
В списках лучших экранизаций произведений Стивена Кинга триллер «Тайное окно» обычно прячется где-то в серединке – шедевром эту скромную ленту не назовешь, но и в атмосферности и даже некотором обаянии фильму Дэвида Кеппа не откажешь. Особенно повезло картине с актерами – Джонни Депп в те годы еще не свихнулся на почве пиратских похождений Джека Воробья, а Джон Туртурро воплотил на экране один из наиболее жутких в своей карьере образов – загадочного Кокни Шутера, обвиняющего известного писателя в плагиате. Диалоги Шутера и Морта Рейни сыграны великолепно, а потому финальный твист оказывается еще более ярким – всегда приятно вести беседу с умным человеком, то есть с самим собой.
Айван
Когда речь заходит о «Машинисте» Брэда Андерсона, любая беседа моментально скатывается к обсуждению необычайной метаморфозы Кристиана Бэйла, ради роли превратившегося в ходячий скелет. Это действительно впечатляет, но не меньшего внимания заслуживает и сюжет картины, не говоря уже о тонкой режиссуре, наполняющей зрителя мраком капля за каплей. Мы снова вынуждены вернуться к теме бессонницы, ведь главный герой фильма лишается сна после трагедии, и теперь его жизнь наполняют призраки и несуществующие коллеги по работе. Бритый наголо здоровяк Айван со своей зловещей ухмылкой утверждает, что работает вместе с Тревором, но никто из остальных коллег никогда не слышал о нем. Главный герой вынужден пройти через ад, чтобы осознать, что его новый друг – всего лишь внутренняя боль и вина за трагическую аварию, случившуюся более года назад.
Уилфред
Телевизионный сериал канала FX «Уилфред» начинается с того, что главный герой шоу, закомплексованный и избегающий общения Райан, совершает неудачную попытку самоубийства – зрителю сразу становится понятно, перед нами человек, в голове которого не все в порядке. Дальше больше – лучшим другом Райана становится соседская собака Уилфред, которая перед молодым человеком предстает в образе странного парня в ростовом костюме пса и с раскрашенным лицом, тут крыша поедет, даже если раньше она на чем-то держалась. Впрочем, Уилфред, как и положено псу, отличный товарищ и преданный друг, даже если он и подталкивает Райана творить глупости и раздвигать границы существования, то только из самых лучших побуждений.
Шон
Нет ничего зазорного в том, чтобы выдумать себе «вымышленного приятеля» в возрасте 12 лет, правда, облик этого «друга» многое может рассказать о характере героя. Живущему в ирландской глуши школьнику Мартину Муну с проблемами взросления помогает Шон – гораздо более возрастной призрачный приятель, который, впрочем, недалеко ушел в развитии от Мартина. Вместе парочка переживает немало приключений, которые не столько воспитывают из мальчика настоящего мужчину, сколько демонстрируют уклад родной для Криса О’Дауда, играющего Шона, Ирландии, страны вечных ветров, футбола и пивных праздников.
Бинго-Бонго
В нереальности Бинго-Бонго, вымышленного детского друга девочки Райли из анимационного фильма «Головоломка», нет никаких сомнений – он, во-первых, живет только в сознании своей хозяйки, а во-вторых, является сложной помесью кота, слона и дельфина. Подобный персонаж жил, наверное, в голове каждого, пока мы были детьми, но постепенно рациональное мышление, суровая действительность и рутина задвигают выдумку и шалости в дальние уголки разума и памяти. Путешествующие по сознанию девочки Печаль и Радость на какое-то время оживляют воспоминания о детских глупостях, придуманных Райли вместе с Бинго-Бонго, но вечно такая дружба длиться не может, да и не должна, порой детскими играми приходится жертвовать.