Сюжетно очень простой и не особенно умный, но очень динамичный и выразительный визуально комиксный боевик – глоток свежего воздуха в душном царстве Бэтменов и Суперменов
Чтобы удостовериться, что человечество больше никогда не будет зависеть от настроения «сверхлюдей», правительство дает добро на создание так называемого «Отряда Х» – боевой группы из суперзлодеев, отбывающих срок в заключении. Их не жалко, если ситуация примет крутой оборот, а тех, кто взбунтуется, всегда можно отправить в расход вживленными бомбами. Шанс испытать отряд в деле выпадает тут же – в подземке объявляется древний бог, планирующий захват мира.
Самое удивительное в «Отряде самоубийц» то, что этот фильм существует в одной киновселенной с «Бэтменом против Супермена» и «Человеком из стали» и, более того, их постановщик Зак Снайдер числится в его титрах одним из продюсеров. Черный и металлический синий как главные цвета, одни и те же люди за кадром, одна и та же «литературная основа», плюс знакомые актеры (то, что на пару эпизодов в фильм заглянет Бен «Бэтмен» Аффлек и кое-кто из грядущей «Лиги справедливости», уже ни для кого не секрет), но принципиально разное обращение с тем, что в английском языке называется сторителлингом или нарративом.
Вместо велеречивого, основательного «большого голливудского стиля» двух фильмов Снайдера «Отряд самоубийц» предлагает истинно комиксный подход, когда внешняя экспрессия, выразительность кадра и композиции говорят зрителю все, что ему нужно знать о ситуации, чувствах персонажей и том, что они хотели бы или могли бы сказать. Когда герои начинают говорить, это не обстоятельные монологи на десять минут, а преимущественно короткие обрывочные фразы (щедро приперченные остротами), которые так и просятся в «бабблы» поперек экрана. Это не хорошо и не плохо, это принципиально иной подход, когда кино, минималистичное в плане все той же «классической» драматургии, заставляет пережить за сеанс полную гамму эмоций – то, с чем режиссерские комикс-проекты того же Снайдера справлялись на хлипкую «троечку».
Если вы видели трейлеры фильма, то, в принципе, имеете о нем вполне исчерпывающее представление. Он в точности такой же – громкий, боевитый, эклектичный, с ярким саундтреком, забитым под завязку хитами разных лет (от Queen до раннего Эминема), и массой визуальных и диалоговых шуток. Правда, в то же время, если вы видели трейлеры, вы видели и практически все яркие моменты фильма – уж больно «плотными» были ролики. Единственное, что трейлеры не в состоянии передать – это то, что у «Отряда самоубийц» есть еще и сердце, которое пульсирует в такт музыке, ударам бейсбольной битой, звукам рикошетящих пуль и шуму ночного дождя.
По сути, мы имеем дело с «ориджин стори», фильмом о происхождении, в котором авторы взваливают на себя непосильную ответственность познакомить нас с добрым десятком ярких персонажей сразу. Понятно, что «злодейство» у этих героев условное, «голливудское» – да, все они за решеткой за дело, но у каждого есть своя «отмазка». Один убивал за деньги, чтобы дать дочери лучшее, второй не смог сдержать смертоносный дар, третий родился уродом и в конце концов обозлился на весь свет, а четвертая вообще патентованная сумасшедшая, так что ей все можно. Отдельные герои предсказуемо оказались в тени других (за какие такие заслуги в команду попал австралийский гопник в исполнении Джая Кортни, нам толком не объяснят, и в деле он оказывается лишь немногим полезнее любого другого австралийского гопника с ножами), однако центральные персонажи представлены вполне емко, а той же Харли Куинн досталась пара сцен такой щемящей глубины, что в ключевых моментах глаза поневоле увлажняются.
Как уже было сказано, строит свое кино Дэвид Эйр короткими, рваными «комикс-панелями», и тут необходимо выделить других мастеров своего дела, благодаря которым это стало возможным. В первую очередь, это наш соотечественник, оператор Роман Васянов, стараниями которого фильм и правда часто кажется ожившим комиксом – последовательностью броских кадров, в которых лишних попросту нет. Во-вторых, это актеры – Уилл Смит, как всегда, харизматичен в роли «номинального» злодея, который на деле оказывается своим парнем, а Марго Робби, даром что местами сильно переигрывает, неотразима в образе чокнутой Харли Куинн.
Кстати, о чокнутости. Работу Джареда Лето, который сыграл Джокера, было бы справедливо назвать не полноценной ролью, а расширенным камео, но актер и правда нашел свой собственный, уникальный подход к этому иконичному злодею. В его Джокере нет ни вальяжной спеси Джека Николсона, ни нервической деловитости Хита Леджера, в его интерпретации Джокер – по-настоящему мерзкий и по-настоящему жуткий псих, неприятный и внешне, и внутренне, живущий в своем собственном мире. И с событиями «Отряда самоубийц» он пересекается только потому, что ему кровь из носу нужна Харли – единственный человек, который ему в этой жизни небезразличен.
«Отряд самоубийц» сложно рассматривать и оценивать с точки зрения «традиционного» кино. В нем мало сюжета, мало экспозиции, мало того, что принято называть субстанцией, и, честно говоря, маловато мозгов (всемогущая Чародейка то успевает смотаться за секунду в Тегеран и принести оттуда секретную папку, то вступает в длительный рукопашный бой). Он очень клиповый и по картинке, и по сути, плюс его финальный акт с основным экшеном все-таки неотвратимо скатывается в скучноватую банальщину любого супергеройского кино – и странную уверенность Голливуда в том, что любая хрень из нашего или чужого мира уничтожается бомбой. Но если оценивать кино только по эмоциям, которое оно дарит, «Отряд самоубийц» – определенно одно из самых ярких кинособытий этого душного лета.
С 4 августа в кино.