Печальная, умная и остроумная, но склонная к проповедничеству криминальная трагикомедия о техасцах, которые вынуждены грабить банки
На земле техасца Тоби Ховарда (Крис Пайн) нашли нефть, но он не может воспользоваться подарком судьбы. Когда его мать болела и умирала, она была вынуждена взять под залог ранчо грабительский кредит, и теперь банк готовится присвоить землю Ховардов. У Тоби есть лишь несколько дней на то, чтобы расплатиться с финансистами, и мужчина решает вместе с братом-уголовником Таннером (Бен Фостер) ограбить отделения банка, которому он должен деньги. Когда первый грабеж проходит почти как по маслу, за расследование преступления берутся пожилые техасские рейнджеры Маркус Хэмилтон (Джефф Бриджес) и Альберто Паркер (Гил Бирмингем).
Что такое Америка? На этот вопрос нельзя ответить одним предложением. Америка – страна с тысячью лиц, и каждое из них отражает какую-то истину об этом огромном государстве. Но если нужно выбрать одну-единственную физиономию, которая без прикрас выражает саму суть американского духа, то отличным кандидатом будет захолустный Западный Техас, край ковбоев и нефтяников.
Когда-то эта земля принадлежала племени команчей, но белые переселенцы загнали индейцев в резервации, захватили их пастбища и построили там свои ранчо. Полтора столетия они выживали и богатели в техасских степях, пока не пришла новая напасть – агрессивные банки, которые поступают с потомками переселенцев почти так же, как те некогда поступали с команчами. Но когда разбой у тебя в крови, на милость победителя сдаваться не хочется. И техасцы с оружием в руках отправляются экспроприировать экспроприированное.
Все вышесказанное – не досужие размышления, навеянные новым фильмом шотландского артхаусного постановщика Дэвида Маккензи («Молодой Адам») и американского сценариста Тейлора Шеридана (недавний триллер «Убийца»). «Любой ценой» ни на что не намекает. Фильм прямым текстом, с профессорской обстоятельностью читает зрителям лекцию об американской истории и техасской психологии. Почти у каждого персонажа есть фраза или целый монолог на эти темы. Авторы «Любой ценой» как будто не доверяют зрителям самим сделать выводы из мрачного сюжета картины и съемок умирающего края, где рекламные щиты предлагают либо быстрые кредиты под грабительские проценты, либо помощь в оформлении банкротства.
Впрочем, поскольку это международный проект, адресованный всему миру, а не только жителям США и Техаса, то есть своя сермяжная правда в том, чтобы говорить прямо, а не намеками, которые могут быть не поняты в России, Индии или Китае. Или даже в самом Западном Техасе, где, судя по фильму, прямота ценится больше тонкости, а жители не отличаются умом и образованностью.
Как бы то ни было, навязчивое проповедничество – единственный недостаток в остальном замечательной ленты, которая вместо обычного для жанра бездумного экшена предлагает прочувствованную и динамичную психологическую драму. Конечно, боевые сцены в «Любой ценой» тоже есть. Но смотреть картину нужно не ради них, а ради группового портрета колоритных провинциальных техасцев.
Буквально каждый персонаж фильма, включая официанток в забегаловках и случайных свидетелей грабежей, куда более яркая и занимательная личность, чем половина главных героев «Форсажа 7», и фильм интереснее смотрится, когда персонажи разговаривают, чем когда они перестреливаются. Причем в первую очередь это заслуга сценария, а не кастинга. Даже Джефф Бриджес «тащит» не своей мегахаризмой, а тем, что ему есть что играть и что говорить – отнюдь не только на отвлеченные темы. А так как кино у МакКензи трагикомическое, то вы сможете и попереживать, и вдоволь посмеяться, причем над остроумными, а не «туалетными» приколами. И не думайте, что раз фильм рассказывает многократно рассказанную историю о банковских грабителях, то ему нечем вас удивить. В сюжете фильма припрятана пара сюрпризов, которых стоит дождаться, чтобы оценить всю печальную иронию «Любой ценой».
С 18 августа в кино.