К сожалению, не каждому режиссеру уготована долгая карьера для полной реализации своего потенциала
Мы решили вспомнить 8 режиссеров, которые как раз сняли всего лишь один фильм, но такой, что вошел в историю.
В 2015 году «Предел» был признан лучшим бразильским фильмом в истории, однако свою популярность и даже культовость картина поэта Марио Пейшоту получила не сразу. Еще в 1930-х годах новаторский по структуре фильм о двух женщинах и мужчине, плывущих в лодке и вспоминающих свое недавнее прошлое, получил признание от таких титанов, как Сергей Эйзенштейн и Орсон Уэллс. Однако, как это часто было с малоизвестными фильмами на пленке, к концу 1950-х остался единственный экземпляр, который покадрово восстанавливали больше 20 лет. Если вас не пугает немое кино, то вы обязаны посмотреть «Предел» – редкое поэтичное кино, которое даже спустя 87 лет поражает воображение.
За свои 29 полных лет жизни французский режиссер Жан Виго (умер от туберкулеза) успел снять лишь 3 короткометражных и один полнометражный фильм, однако и одной картины ему хватило, чтобы навсегда войти в историю кино. «Аталанта» – это поэтичное кино (как и «Предел») о молодоженах: капитане небольшого судна, в честь которого, собственно, и назван фильм, и простой деревенской девушке. Их брак начинает трещать по швам в первые дни: он недоволен ее похабным поведением и заигрыванием с экипажем, а она устала от монотонности жизни, поэтому мечтает увидеть большой город. Виго ничем себя не ограничивал, поэтому его технических нововведений вкупе с искренней историей хватило, чтобы вдохновить не одно поколение кинематографистов. Лучше всего про фильм высказался Жан-Люк Годар: «Если у кинематографа есть душа, то она живет в “Аталанте”». Именно эта душа вдохновила огромное количество режиссеров – от Годара и Трюффо до Джармуша и Норштейна.
Непризнанный в свое время фильм актера Чарльза Лотона стал настоящей классикой кинематографа США. Сцены из «Ночи охотника» открыто цитировали Спайк Ли и даже создатели мультфильма «Барашек Шон». Одна из главных особенностей фильма в том, что он снят с подражанием немецкому экспрессионизму – большая роль отведена игре с тенями, причудливым ракурсам съемки, искаженной перспективе и сюрреалистическим декорациям. Другим украшением картины стала актерская работа Роберта Митчема, который сыграл уголовника (вроде как реально существовавшего), у которого на пальцах рук набиты татуировки (LOVE и HATE) – по этим принципам он и живет.
Малоизвестная актриса Барбара Лоден (за свою карьеру она лишь дважды снялась в фильмах Элиа Казана) решила с дыркой в кармане и огромным запалом энтузиазма снять свое кино. Получилось так хорошо, что синефилы до сих грустят из-за нераскрытого режиссерского потенциала Лоден. Ее «Ванда» – феминистский по духу портрет одной женщины, которая устала от бесконечных абьюзивных отношений и семьи и решает подарить себе свободу. Вышло, по правде говоря, не очень. В последние годы при упоминании женщин-режиссеров все чаще вспоминают «Ванду» Лоден как образец талантливого кино, которое не смогло выжить в полностью забитой мужчинами индустрии.
Далтон Трамбо был известным голливудским сценаристом в 1940-е, но в конце десятилетия его обвинили в антиамериканской деятельности и поддержке коммунистов – за это он отсидел год в тюрьме и был занесен в голливудский черный список (об этом подробнее в недавнем фильме Роуча «Трамбо»). В начале 70-х Трамбо решает экранизировать свой роман тридцатилетней давности – это история американского солдата, который в последние дни Первой мировой войны становится инвалидом: ему ампутируют конечности, а органы чувств перестают функционировать. Он лежит в темноте, чувствуя прикосновения, но ничего не понимая. В полной изоляции он погружается с собственные фантазии и воспоминания. Удивительно, что фильм, несмотря на награды с Каннского кинофестиваля, прошел незамеченным, но стал известен, когда Metallica написала песню One под влиянием романа-первоисточника.
Петр Луцик за свою жизнь снял лишь один фильм – зато какой! Его «Окраину» можно смело занести в список лучших фильмов 90-х. Фильм, хоть и под завязку набит цитатами и отсылками на советское кино и нашу культуру в целом, точно фиксирует эпоху, в которую его создали. То ли сказка, то ли притча про современных богатырей, которые в одежде времен Гражданской войны отправляются разбираться с «новыми русскими» в Москву. После первых показов кино стало скандальным, а сейчас его хочется назвать уникальным – такой калейдоскоп вневременных образов не часто встретишь в отечественном кино.
Великое кино, которое кто-то смеет называть «худшим в истории». Трагичная история банкира, которого предали девушка и лучший друг, давно обрела статус, возможно, единственного по-настоящему культового фильма XXI века. Пока фанаты заучивают реплики героев наизусть и устраивают совместные показы, любовь к «Комнате» никогда не умрет. Особенно сейчас, когда Джеймс Франко экранизировал безумно смешную книгу о процессе съемок этой легендарной картины – «Горе-творец». Один из счастливчиков, в числе первых посмотревший фильм в далеком 2003 году, признался: «Смотреть “Комнату” – все равно что получить ножом по голове». Если этот отзыв не пробуждает в вас острое желание посмотреть/пересмотреть шедевр Томми Вайсо, то вы никогда не полюбите кино.
Представляя фильм на кинофестивале в Торонто, великий Бела Тарр, едва сдерживая слезы, признался, что чувствует себя виноватым в смерти своего ученика, Ху Бо. Он считал его одним из самых талантливых учеников и потенциально великим режиссером. К сожалению, закончив свой дебютный фильм, Ху Бо покончил с собой осенью прошлого года в возрасте 29 лет. «Слон» – это крайне депрессивная притча об эскапизме: герои пытаются уехать в соседний город, в котором, по слухам, неподвижно сидит огромный слон. Фильм был показан в начале года на Берлинском кинофестивале и с тех пор путешествует по миру, рассказывая трагичную историю своего создателя.