12 августа день рождения справляет Кейси Аффлек, актёр уникального дарования, будто бы и сейчас остающийся немного в тени старшего брата Бена. Вспоминаем семь главных фильмов, где Кейси разбивает зрителям сердца и заставляет говорить о себе как о более талантливом из братьев.
В «Манчестере у моря» Кейси Аффлек сыграл, вероятно, главную роль в карьере — именно за неё получил заслуженный «Оскар». Ли Чендлер, изгой с трагичным прошлым, после смерти брата против воли становится опекуном племянника (Лукас Хеджес). Избитый сюжет о притирке взрослого и подростка разворачивается не в милую комедию, как обычно бывает, а в душераздирающую историю о прощении и принятии себя. Сценки из пасмурной провинциальной жизни перебиваются флешбэками трагедии из прошлого, ужас одиночества чередуется с таким же ужасом семейного разлада. Сделать такое кино тихим и светлым — уже большой успех. Одна из главных составляющих «Манчестера у моря» — игра Аффлека, умеющего одним своим видом превращать самые трагичные и далёкие от зрителя эпизоды во что-то личное и, кажется, не такое уж и беспросветное. Ведь когда за кого-то переживаешь, как за себя, то выход находится будто сам собой, а чувство надежды на светлое будущее — пожалуй, самое ценное, что можно вынести из кинозала.
Двое друзей отправляются в поход, сходят с туристической тропы и теряются в бескрайней пустыне. Ни к чему хорошему блуждания их не приводят, но это тот случай, когда путь важнее цели. Один из экспериментальных фильмов Ван Сента, звено «трилогии одиночества», «Джерри» — прежде всего наблюдение за человеком, оставшимся без связи с внешним миром. Без еды, без воды, без ориентиров — сначала буквальных, а затем и нравственных. Дружба рушится под натиском не столько животных инстинктов, сколько полуденного безумия и невозможности коммуникации. Потрясающий перформанс Кейси Аффлека и упорно отказывающегося бронзоветь Мэтта Дэймона.
Габриэлы Каупертвэйт немного выделяется из общего ряда: в центре повествования не родственники умирающей и не сама пациентка (Дакота Джонсон), а друг семьи (Джейсон Сигел). Кейси Аффлек играет мужа больной — вполне себе реального журналиста Мэттью Тиги. Его статья-благодарность товарищу Дэну Фуше, остававшемуся рядом с ними в течение последних 14 месяцев жизни Николь Тиги, собрала ворох журналистских наград в США и послужила первоисточником для картины. Автобиографическое построение истории вкупе с актёрским мастерством Аффлека порождает искреннюю интонацию, которой так часто не хватает подобным фильмам, и уже совершенно не важно, с наградами кинолента или без, зрительской любви у «Друзей» никто не отнимет.
Снятая в духе Терренса Малика мелодрама явила широкой аудитории не только своеобразный талант Дэвида Лоури, но и дуэт Кейси Аффлека с Руни Марой. «В бегах» — история не столько любви, сколько разлуки неудавшихся Бонни и Клайда. С завидным упорством влюбленные удобряют плодородную американскую почву чужой кровью и собственными слезами, пишут друг другу длинные письма, клянутся в вечной любви, но чем дольше тянется их связь, тем очевиднее для стороннего наблюдателя становится её обречённость. За полтора часа заурядная история превращается чуть ли не в житие, тем неуместнее выглядит российская локализация картины, оригинальное название которой пусть и вычурное, но гораздо более точное: «Разве их тела не святы».
Фильм о мужчине, продолжающем любить девушку даже после собственной смерти, был явлен миру в ранние 1990-е, и добавить к сюжету, казалось бы, нечего. Но Дэвид Лоури исхитрился взглянуть на знакомую историю под новым углом. Счастливая пара (снова Кейси Аффлек и Руни Мара), трагическая случайность, рождение призрака, а что дальше? У людей — жизнь, у призрака — мучительное существование без малейшей возможности самовыражения. Удерживаемый по эту сторону темноты любовью к женщине и магическими свойствами даже не дома, а участка земли, на котором был построен дом, он видит, как проходят годы, десятилетия, века, как всё становится не важным, как исчезают в пыли жизни поколений. И только окончательно приняв потерю — тела, смысла жизни, чувства времени, — он заслуживает право на небытие.
Роль Роберта Форда принесла Кейси Аффлеку первую номинацию на «Оскар», пусть и за роль второго плана. Фильм Эндрю Доминика рождался в страшных монтажных муках и был сокращён с изначальных четырёх часов до относительно комфортных для прокатчиков двух с половиной. К счастью, в следующие 15 лет индустрия сошлась во мнении, что пускать под нож работу Роджера Дикинса (оператор также номинирован на «Оскар» за работу над лентой) было если и не преступлением, то чем-то близким к этому.
Картина того, как неуверенный в себе юноша Роберт Форд постепенно разочаровывается в наставнике, в окружающих, да и в самом себе в декорациях США конца позапрошлого века, была поистине душераздирающей: Аффлек впервые заявил о себе как о крупном драматическом актёре голливудского масштаба. Впрочем, не затеряться на фоне Брэда Питта, Сэма Рокуэлла и Джереми Реннера — уже само по себе достижение и победа, не требующая лишних подтверждений.
Отец, спасающий дочь от ужасов постапокалиптического будущего, — возможно, самая личная роль Аффлека, ведь он сам сочинил диалоги, написал сценарий, снял картину в конце концов. «Свет моей жизни», первый игровой фильм Кейси как режиссёра и сценариста, пропитан отцовской любовью от первой и до последней минуты. В походах по вечно дождливым американским лесам, перебираясь от одного заброшенного дома к другому, главный герой рассказывает дочери сказки, учит жизни и клянётся защищать до последнего вздоха. Неспешная картина создана по лучшим сандэнсовским лекалам и кому-то может показаться вторичной, но главное в ней, конечно, не драматургические или режиссёрские изыски, а то, как Кейси Аффлек даже не играет, а проживает свою идеальную роль, которую только сам и мог себе прописать.