
Слабое и злящее зрителей начало четвертого сезона прославленного британского телешоу о Шерлоке Холмсе в наши дни
Слабое и злящее зрителей начало четвертого сезона прославленного британского телешоу о Шерлоке Холмсе в наши дни.
Наказание Шерлока Холмса (Бенедикт Камбербэтч) за преступление, которое он совершил в финале третьего сезона, заканчивается, толком не успев начаться. Шерлока возвращают в Лондон, потому что на телеэкранах по всей Британии появляется изображение Мориарти. Детектив настаивает, что Мориарти мертв, но даже посмертная «игра» выдающегося преступника может быть опасной. Поэтому Шерлок ждет следующего хода пособников злодея. Тем временем Мэри и Джон (Аманда Аббингтон и Мартин Фримен) становятся родителями, а инспектор Лестрейд предлагает новое расследование, которое оказывается связано с гипсовыми бюстами Маргарет Тэтчер и давнишней неудачной попыткой переворота в Грузии.
«Шерлок» – странное, уникальное в своем роде британское шоу. Его создатели выпускают всего три полуторачасовых серии раз в два года, но зато снимают их на очень высоком для телевидения техническом уровне и строят зрелище вокруг актеров, которые сейчас обычно снимаются в кино, а не на ТВ. Бенедикт Камбербэтч, напомним, недавно влился в ряды супергероев студии Marvel, а Мартин Фримен был главным героем блокбастерного цикла «Хоббит».
Звезды – это, конечно, хорошо. Тем более такие харизматичные, как Камбербэтч и Фримен. Но все-таки «Шерлок» – это не бенефис знаменитостей, а детективное шоу, которое должно предлагать зрителям поразительные загадки и удивительные отгадки. Сериал вроде американского «Элементарно», тоже рассказывающий о современном Шерлоке Холмсе, может позволить себе не слишком занимательные сюжеты, поскольку это еженедельное зрелище, которое не обязано попадать в точку в каждом эпизоде (хотя, конечно, хотелось бы). Но когда шоу предлагает всего три сюжета раз в два года, это должны быть лучшие в мире детективные истории, которые сперва поставят публику в тупик, а затем заставят всех, кроме самых проницательных зрителей, хлопнуть себя по лбу и воскликнуть: «Ну конечно! Как просто и изящно!» В прошлом у «Шерлока» это иногда получалось. В первой серии нового сезона же шоу даже не пытается этого добиться.
Собственно детективная история этого эпизода заканчивается так быстро, что зрители едва успевают придумать пару возможных объяснений случившегося. Дальше же идет не расследование, а просто повествование, связывающее опасное прошлое Мэри с ее настоящим и почти не требующее от Шерлока напрягать ум, поскольку ответы он получает на блюдечке с каемочкой. Лишь в самом конце серии ему вновь приходится пораскинуть мозгами, но ответ в его ситуации мог бы найти и самый глупый коп – преступление мог совершить столь ограниченный круг людей, что определить злодея можно банальным перебором. Чем, собственно говоря, Шерлок и занимается. Никаких гениальных озарений и оригинальных умозаключений.
Занимательная ли это история? Не особенно. Скорее дурацкая и неправдоподобная, как и почти всегда, когда западные сериалы отправляются в бывший СССР. Оставляет ли она приятное новогоднее послевкусие? Нет. Достаточно заглянуть в Twitter, чтобы узнать, сколько зрителей обозлено некоторыми нюансами повествования и его финалом. Спасают ли серию ее звезды, ее юмор, ее очевидные и неочевидные отсылки к книгам Конан Дойла? Отчасти, но не настолько, чтобы примириться с тем, насколько это неумное зрелище, недостойное носить имя Шерлока Холмса.
Пожалуй, самый «спасающий» аспект серии – это постановка Рэйчел Талалэй, которая уже давно стала своего рода телевизионным спецназовцем. Когда видишь ее имя в титрах, сразу понимаешь, что продюсеры хотели за телевизионные деньги получить кинокартинку, и обычно у Талалэй этот фокус получается. Получился он и на сей раз. Но даже отличная картинка не может полностью заслонить сюжетную слабость серии. Это не тот «Шерлок», которого стоит ждать два года!