Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Статьи о кино

Гудбай, сантехник!

Куда делись сантехники и электрики и откуда они изначально взялись? Давайте разбираться!

Добавить в закладки
Гудбай, сантехник!

Мысль о том, что камеру можно направить не только на прибывающий поезд, но и на обнаженную девушку (или уже давно не девушку…), пришла в голову пионерам кинематографа вскоре после того, как братья Люмьер сняли и показали зрителям вышеозначенный поезд. Первый известный историкам эротический фильм «Невеста отходит ко сну» был снят во Франции в 1896 году, менее чем через год после дебютного кинопоказа на бульваре Капуцинок. Десять лет спустя, также во Франции, начали появляться первые порнографические фильмы, где демонстрировался уже не стриптиз, а половой акт.

Понятно, при тогдашних цензурных ограничениях и нормах общественной морали порнофильмы могли распространяться только подпольно или полуподпольно. Вплоть до конца Второй мировой войны увидеть порнофильм было возможно лишь в борделе или на частном, закрытом показе для узкой дружеской компании. Бюджет у таких лент был крошечным, и это, как правило, были короткометражные ролики с минимальным сюжетом или вовсе без оного. Ведь чем дольше было порнокино, тем труднее было прятать и перевозить коробки с пленкой. К тому же зачем, например, борделю устраивать для посетителей полуторачасовой киносеанс, отвлекающий внимание от «основного меню» заведения?

Кадр из фильма «Я любопытна – фильм в желтом»

После войны, однако, общественные нормы стремительно начали смягчаться, и это почувствовали не только многократно расширившие свой бизнес подпольные порнографы, но и «официальные» режиссеры, которые начали агрессивно экспериментировать с эротическими и порнографическими сценами. Застрельщиком в этом направлении кинематографа выступила Скандинавия, и в 1967 году шведский режиссер Вильгот Шёман произвел фурор с экспериментальной социальной драмой «Я любопытна (желтый)». Это был первый фильм с порнографическими фрагментами, который в Америке можно было увидеть не в порнозаведениях, а в обычных кинотеатрах.

Для артхаусных постановщиков вроде Шёмана откровенные сцены были раздвижением границ экранного искусства, но порнографы увидели в популярности «Я любопытна (желтый)» недвусмысленный сигнал: «Публика готова к массовому потреблению порнографии. Нужно лишь подать порно так, чтобы зрителям было не стыдно на него идти, чтобы они говорили себе, что идут смотреть откровенное кино, а не получать “позорное” удовольствие от секса на экране».

Новое поколение порнофильмов не заставило себя ждать. Это уже были не короткие ролики, не любительские съемки и не эксперименты скучающих богачей (некоторые миллионеры могли позволить себе снимать порно для собственного удовлетворения), а полноценные фильмы – со сценариями, диалогами, актерской игрой, специально написанной музыкой, долгими вступительными титрами и так далее. Все это, правда, было довольно низкого качества, и никто не сомневался, что подобные поделки нельзя ставить вровень с «большим» кино. Но все-таки эти ленты были достаточно похожи на кино, чтобы зрители не стеснялись валом валить в кинотеатры.

Кадр из фильма «Глубокая глотка»

Апофеозом нового порнокинематографа стала «Глубокая глотка», которая в 1972 году заработала столь несусветные деньги (никто не знает точно, какие именно, потому что прокат фильма контролировала итальянская мафия, но бокс-офис ленты наверняка был колоссальным), что уважаемые голливудцы заговорили о скором слиянии их индустрии с порнокинематографом и о готовности снимать порнофильмы с мейнстримными знаменитостями.

К счастью или к сожалению, дальше подобных разговоров дело не пошло (за исключением знаменитого «Калигулы»). «Челюсти» и «Звездные войны» наглядно продемонстрировали, что на семейных блокбастерах зарабатывать миллионы приятнее и интереснее, чем на скабрезных фильмах, и порнофильмы вернулись в порнокинотеатры. Однако они сохранили свой уже привычный для зрителей облик и продолжили имитировать «настоящее» кино, хотя и с все большим упором на секс и с все меньшим вниманием к сценариям и актерской игре.

Эта тенденция только усилилась во вскоре начавшуюся эпоху домашнего видео. Видеокассеты позволяли не только смотреть порнографию дома, а не в компании мутных мужиков в грязном порнокинотеатре, но и перематывать неинтересные куски и сразу переходить к самым «сочным» сценам. Именно к этому времени в основном относятся шутки про немецких сантехников. Потому что чем сильнее зрители жали на кнопку перемотки, тем меньше было у порнографов причин придумывать более сложные зачины, чем: «Привет, я наш новый сантехник. Пора прочищать трубы!»

Кадр из фильма «Калигула»

Впрочем, определенная креативность все же имела смысл. Во-первых, надо было как-то выделяться среди многочисленных порнокассет в закрытых для детей секциях порнопроката. Поэтому затраты на костюмы в фильмах вроде «Порноприключений Красной Шапочки» окупались за счет того, что такие названия сразу привлекали внимание. Во-вторых, порнофильм, где было достаточно разговорных сцен, можно было перемонтировать в «мягкое» эротическое кино и продать кабельным каналам, не имеющим права показывать «хардкор».

Тем не менее в целом индустрия двигалась в сторону отказа от сюжетов, и в 1990-х традиционное, киноподобное порно стала теснить так называемая «гонзо-продукция». Вместо порнофильмов зрителям предлагались сборники порнороликов, где порноактрисы изображали не каких-то там скучающих домохозяек, а самих себя – якобы одержимых сексом женщин, готовых перед камерой без лишних слов заняться сексом где угодно, когда угодно и с кем угодно. Некоторые гонзо-сборники были вовсе бессловесными, что было особенно удобно для съемок иностранных девушек, в том числе из бывшего СССР, почти не говорящих по-английски или по-немецки. В других порноактрисы назывались своими «настоящими» именами (в смысле порнопсевдонимами) и светски болтали с режиссером и партнерами, прежде чем заняться «делом». Гонзо-порнография продавала иллюзию реальности, и это было куда более убедительное предложение, чем все более смехотворные потуги на «голливудщину» в традиционном порно.

Также гонзо-порно привлекало зрителей тем, что было тематически организовано в соответствии с определенными фетишами. «Десять анальных сцен», «Девять оральных сцен», «Одиннадцать сцен с негритянками», «Восемь сцен с “бабушками”», «Пятнадцать сцен со “школьницами”»… Для зрителей, точно знающих, чего они хотят, такие сборники были манной небесной, и начавшие сменять видеокассеты DVD позволяли сразу переходить к наиболее понравившимся фрагментам. При этом стоимость производства и выпуска такой порнографии была копеечной в сравнении с эпохой, когда порнографам приходилось возиться с кинопленкой.

Окончательно крест на доминировании сюжетного порно поставил переезд порнографии в Интернет, где отдельные ролики распространять и монетизировать куда проще, чем продолжительные порноленты. Тематическое гонзо стало мейнстримом, и в фильмографии порнозвезд вроде Саши Грей нужно долго рыться, чтобы найти релизы, где они играют не самих себя.

Саша Грей в фильме "Девушка по вызову"

Тем не менее сюжетная порнография не умерла. Потому что выяснилось, что многим зрителям нравится, когда секс-сцена существует не сама по себе, а в каком-то сюжетном контексте. Пусть даже в самом примитивном, вроде пресловутого визита сантехника. А так как желания зрителей для порнографов – закон (ни одна другая индустрия не думает так много об индивидуальных потребностях!), то сюжетная порнография продолжает производиться, и сейчас ее можно разделить на три большие группы.

Прежде всего, это так называемые «фильмы для пар» – картины, которые, грубо говоря, предлагают секс-сцены для мужчин и сантименты для женщин. Понятно, в супружеской постели смотреть «Анальных болельщиц 34» как-то неудобно, а вот что-то более чувственное и нежное – в самый раз.

Во-вторых, это ленты, пародирующие знаменитые блокбастеры и прикрывающие сексом и юмором дешевые костюмы и декорации. В последнее время наибольшим спросом пользуются пародийные фильмы о супергероях, и некоторые из них даже сочувственно рецензировались на сайтах, обычно обозревающих «нормальную» фантастическую продукцию.

Наконец, в-третьих, это фетиш-фильмы – зачастую мрачные и садомазохистские, где ролевая игра является частью процесса. Кроме того, чтобы на Западе не попасть под суд за съемки особенно экстремального видео, нужно всеми силами подчеркивать, что, например, сцена изнасилования в вашем фильме – это лишь имитация реальности и что актрисы, хлещущие друг друга плетками, на самом деле лучшие подруги. Некоторые фетиш-студии даже предваряют свои ролики интервью, в которых сами актрисы объясняют, что то, что будет дальше, – лишь заранее продуманная и подготовленная имитация.

Так что сантехники вышли из моды, но совсем не исчезли. И время от времени их все же можно встретить на экране. Потому что кто-то же должен прочищать трубы!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?