В честь дня рождения актёра вспоминаем его лучшие работы и рассуждаем, кто же всё-таки круче: Хан Соло, Рик Декард или Индиана Джонс.
Мало кто в детстве не играл в эту странную словесную игру, когда ты перебираешь разных людей и споришь, кто кого победит. «Я Сталлоне!» — «А я тогда Шварценеггер!» — «А я Джеки Чан!» Что любопытно, по большей части в этих воображаемых схватках участвуют актёры, а не их персонажи: Чак Норрис, тот же Джеки или, скажем, Ван Дамм всегда будут популярнее своих героев (у Шварца и Сталлоне есть Терминатор с Рэмбо, но даже они меркнут на фоне своих исполнителей). С Харрисоном Фордом совсем другая ситуация. Все знают Хана Соло и Индиану Джонса, но большинство детей понятия не имеет, кто их играет. Более того, им это абсолютно не надо — ведь герои Форда настолько, что ли, живые, что не нуждаются в наличии исполнителя. Исполнитель в них будто бы не подразумевается.
В этом его важная сила. Поэтому Харрисон, вероятно, один из величайших экшен-актёров XX века, никогда к этой славе не стремившийся. Он не великий каратист, вряд ли исполнит эффектный шпагат и точно не сможет справиться в рукопашную с десятком врагов. Его способности — какая-то особая житейская хитрость, изобретательность, ироничная ухмылка и умение не быть чересчур благородным, когда это надо. Проще говоря, Индиана, Декард и Соло всегда стреляют первыми, что бы там ни говорил Джордж Лукас.
Харрисону Форду сегодня 79, но он уже давно чувствует себя «самым старым» (уточняя между срок, правда, что всё ещё есть Клинт Иствуд и Уоррен Битти). Он был самым старым и в 1977-м, когда выходила «Новая надежда»: в 34 играл бок о бок с 19-летней Фишер и 25-летним Хэмиллом. Даже режиссёра Джорджа Лукаса он опередил на два года — и потому не стеснялся критиковать диалоги постановщика, крича со съёмочной площадки что-то в духе «такое дерьмо можно написать, а вот произнести его нереально».
Форд вообще любит быть прямолинейным. Когда его спрашивают, почему он вернулся к роли Хана Соло в новых «Звёздных войнах», он не пускается рассказывать, как ему захотелось вернуться к персонажу или как сценаристы классно переосмыслили героя. «Предложили много денег», — обычно отвечает Форд таким тоном, будто он и не собирался шутить. Что делает, конечно, его ответы ещё смешнее. Когда его спросили, что нужно новому фильму об Индиане Джонсе, чтобы он согласился в нём участвовать, Харрисон ответил: «Финансирование». Опять же без тени усмешки.
Его, впрочем, сложно обвинить в меркантильности или излишней циничности. Дени Вильнёв, работавший с Фордом над «Бегущим по лезвию 2049», рассказывал, что на площадке Харрисон — горячо увлечённый своим делом человек, готовый и помочь, и предложить свои идеи, и просто упорно работать. Такая двойственность хорошо рифмуется с его персонажами. Тем же Ханом Соло, который может быть циничным и резким, но при этом всегда придёт на помощь в нужный момент, даже если в этом нет никакой для него выгоды. На «Я люблю тебя» он отвечает «Я знаю», но любить от этого не перестаёт.
Харрисон часто напоминает своих самых известных героев — такой же прямой, хлёсткий, с такой же не убиваемой временем харизмой. Но никто не скажет, что он играет самого себя (точнее, может, и скажет, но будет не прав): Хан Соло не похож на Индиану, они оба очень далеки от Рика Декарда. И это не говоря о десятке других непохожих ролей — от эпизодического появления в «Апокалипсисе сегодня» до номинированного на «Оскар» перформанса в «Свидетеле» Питера Уира. Форд не играет себя. Но он умеет быть собой на экране — когда это нужно персонажу.
Он также способен и отказываться от привычных характеров, перестраивать себя с нуля, чтобы транслировать авторскую идею. В «Бегущем по лезвию» нет ни намёка на сардонического Соло. Декард — хрупкий и сомневающийся (сомнение — вообще, кажется, его главная черта), не ведущий, а ведомый, пешка в событиях, чей смысл он до самого конца полностью не понимает. Герой Форда тут находится в тени и мира картины, и антагониста в исполнении Рутгера Хауэра. Но не потому, что он «плохо» играет. А потому, что, напротив, делает всё правильно — выполняет ровно ту функцию, которую должен. Не все большие актёры на такое способны: какой-нибудь Уилл Смит вообще отказывается от ролей, когда чувствует, что он может оказаться не в центре внимания.
Сейчас Форд на пороге девятого десятка и снова играет Индиану Джонса — своего, пожалуй, лучшего персонажа (простите, фанаты «Звёздных войн»). Да и вообще самого важного героя из тех, что придуманы специально для кино: в качестве конкурентов с ходу вспоминается только какой-нибудь Джек Воробей, но тому ещё предстоит пройти жесткую проверку временем. Начиная с первой же сцены «В поисках утраченного ковчега» — где мы видим его сначала украдкой, деталями, в тени, и лишь потом, в ключевой момент, во весь рост и с хитрым лицом Форда, — Индиана навсегда застолбил себе место в мировой культуре. То, как Спилберг представляет этого героя, может сравниться только с появлением Джона Уэйна в «Дилижансе». Дальнейшая экранная жизнь отважного археолога и вовсе не может сравниться, в принципе, ни с чем.
Индиане мы прощаем и не самые удачные фильмы во франшизе, и проходной сериал. Спустя 40 лет продолжаем видеть его следы в популярных героях современности из других медиумов: Натане Дрейке или Ларе Крофт. Даже если в пятой части франшизы Джеймс Мэнголд не сможет показать ничего нового, мы расстроимся ненадолго: Индиана кажется тем персонажем, которого вообще невозможно разлюбить или убить (как в физическом, так и в каком-то метафизическом смысле). То же и с Фордом: он может сниматься не в самых лучших картинах или годами не появляться ни в чём достойном внимания. Но уважать его не перестанут. Даже если на все слова восхищения он будет отвечать всё той же ироничной ухмылкой и лаконичным «Я знаю».