Расписываемся в любви к Мириам со спойлерами: дорогая, потрясающая, чудесная и удивительная миссис Мейзел, спасибо тебе за все!
Завершилась еще одна история, которую можно рассказать за столом после праздника, когда большая часть гостей разошлась, а прочие намерены сидеть по кругу до рассвета, глотая остатки крепкого алкоголя. Вы слышали о домохозяйке с Верхнего Вест-Сайда? Умницу-дочку из еврейской семьи бросил муж прямо на Йом-кипур! В тот же вечер Мириам (Рэйчел Броснахэн) оказалась на сцене прокуренного клуба с липким полом «Газлайт» и с тех пор не смогла позволить себе диету без света софитов. Шоураннерка Эми Шерман-Палладино провела подопечную по тропе взросления и адаптации к шоу-бизнесу середины прошлого века: ставки были сделаны на эмансипацию, платья и бесконечные шутки.
Четвертый сезон «Миссис Мейзел» прошел довольно тихо, не собрал наград и получил пару пинков в спину от критиков. Ретроспективно в контексте становления Мидж на арене комедии эпизоды можно расценивать как вдох полной грудью перед финальным поклоном и открытыми вратами в неизвестность. Эми Шерман-Палладино решилась на довольно смелый шаг и отказалась маскировать туманную неопределенность пластырем слезоточивого счастья в моменте. Пятый сезон вышиб дверь с ноги в мир после хеппи-энда: серии предваряли флешфорварды, в которых шоураннерка по очереди прощалась с каждым из любимых героев, тщательно выводя постскриптумы судеб.
Не финальный эпизод, но финальный сезон целиком можно назвать идеальным завершением шоу без идеального конца. Шерман-Палладино очень точно почувствовала, где стоит отказаться от сериальных клише с большими событиями (вроде свадеб и похорон), а когда стоит дать героям все, чего они так ждали, во что верили и на что надеялись. Несмотря на горечь разлуки, «Удивительная миссис Мейзел» дарит ощущение, что жизнь не заканчивается после титров. Мириам выбрала быть известной со всеми побочными эффектами бытия небожительницы: финальный монолог (тот самый прорыв!) на «Шоу Генри Форда» одновременно стал и подведением черты пути к олимпу славы, и своего рода предвидением. Комикесса точно осознает, что ждет ее впереди.
Неидеальный финал для неидеальной героини: Палладино тщательно развенчивала иллюзию с открытки, которую вбивают всем хорошим девочкам с детства. Привлекательный и успешный муж, опрятные дети, нарядный фартук и аккуратная укладка не гарантируют счастливого сердца. Так просто для героинь начала XXI века, так сложно для домохозяйки из Нью-Йорка конца 50-х годов. Мириам неуверенно, порой трусливо и капризно, но азартно отстаивала право говорить и шутить на любые темы, элегантно перешагивая через табу на каблуках и давая пощечины запретам. Никто не был готов дать артистке рупор: пришлось выхватывать микрофон, требовать, уговаривать и упрашивать быть услышанной.
Мириам Мейзел не смогла бы прославиться в одиночку: первый сольный номер с раздеванием в «Газлайте» так бы и остался единственным, не окажись в глубине зала Сюзи (Алекс Борштейн). Менеджерка разглядела в нахлебавшейся вина домохозяйке не только великую артистку, но и родственную душу. Сюзи и Мидж — союз, заключенный на небесах: womance (по аналогии с бромансом), которого еще не знали кино и телевидение. Рэйчел Броснахэн и Алекс Борштейн выжигают напалмом сумасшедшей энергетики кадр, заряжая пространство неповторимым зарядом взаимопонимания высшей категории.
Любить «Удивительную миссис Мейзел» просто, еще проще методично строчить комплименты мастерству Эми Шерман-Палладино. Пятый сезон дал все то, что мог дать: головокружительные постановочные номера, искрометные шутки («пиратка!»), пронзительные эпизоды из будущего (чествование Сюзи), душераздирающие признания (монолог Эйба Вайсмана), не случившиеся прощания (до свидания, Ленни Брюс!) и любовь, которой не нужны ни статусы, ни категории, ни документы. Одиссея завершилась именно так, как должна была завершиться, и именно тогда, когда пора было выйти на прощальный поклон.
Но нескольких ласковых предложений в тексте так мало для того, что «Миссис Мейзел» смогла сотворить, воплотить, передать и рассказать. Вместе с героиней взрослело и шоу: к финалу сериал выглядит потрясающе продуманной, точно выверенной и изумительно смешной историей о том, как юмор помогает бороться каждый день. Как лечит, успокаивает и позволяет найти общий язык там, где искусство диалога утрачено. Шутки против всех.
Миссис Мириам Мейзел — неправильная феминистка, неидеальная жена, невнимательная мать и непослушная дочь, простить несовершенства которой долгое время не могли ни родные, ни бывший муж, ни публика в зале, ни зрители по ту сторону экрана, а главное, она сама. Комикесса пришла к той точке, где хотела оказаться: к принятию и независимости. А значит, придется бесконечно работать, брать ответственность за других, возвращаться в пустую квартиру и выводить пятна от помады с воротника. Но Мириам готова заплатить любые налоги за право выбора: в конце концов миссис Мейзел разрешила себе быть смешной навсегда.