Планета
События первого «Хищника» происходят где-то в джунглях Латинской Америки, куда отряд коммандос отправляется для того чтобы, как они поначалу думают, спасти некую шишку из рук тамошних повстанцев… потом выясняется, что все это байки црушников, просто решивших проделать грязную работу их, коммандос, мускулистыми руками. Ну и как бы между делом, в те же края десантирует межгалактический свежеватель, известный среди аборигенов, как «демон коллекционирующий тела».
С «Хищниками» /Predators/ (2010) в этом смысле все куда как проще. Инопланетяне похищают группу вооруженных землян, высаживают их на своей на своей планете-заповеднике и безо всяких романтических прелюдий начинают на них охоту.
Кстати, «Хищника» снимали в Мексике, «Хищников» – на Гавайях.
Плюс один…
Обычно всяким сиквелам/ребутам свойственно существенное наращивание военного контингента, однако Родригес с Анталом были умеренны и добавили к прежним восьми героям всего одного. Итого получилось девять: восемь подсаженных головорезов-новичков и один «дед» (Лоуренс Фишберн), которому на протяжении нескольких охотничьих сезонов удавалось прятаться на заброшенной шахте.
Кстати, Шэйн Блэк, сыгравший в «Хищнике» парня, который погибает первым, – по основной профессии сценарист и между дублями «Хищника» написал сценарий «Последнего бойскаута» /Last Boy Scout, The/ (1991).
…и умножить на три
Правда, если в «Хищнике» на отряд приходился один инопланетянин, в нынешней истории сообразительные ящеры забавляются уже по трое. С другой стороны, и никакие повстанцы с кгбшниками у героев под ногами уже не путаются. Можно целиком сосредоточится на важном деле выживания.
Явление героя
Руководит отрядом вновь иностранец. Однако если героя Шварценеггера, так все Датчем и звали, то персонажа Эдриэна Броуди отчего-то нарекли Ройсом. Ну может, у него фамилия французская.
Что касается замены арийских мускулов на французскую сухопарость, то у Родригеса и Антала это была позиция принципиальная. «Дескать, – говорили они,-- времена изменились. Где вы сейчас найдете таких наемников культуристов? В Ираке служат обычные ребята». И тут, конечно, с авторами можно поспорить: во-первых, может, в Ираке и служат обычные ребята, но едва ли Броуди – с его амплуа вечной жертвы («Пианист» /Pianist, The/ (2002), «Пиджак» /Jacket, The/ (2005)) – подходит под категорию обычные ребята. С другой стороны, подспудное ожидание того, что актер вот сейчас бросит ружье и, достав трость и фетровую, закажет божоле, определенно добавляет действию напряженной неоднозначности.
Ну и с третьей стороны. Перед финальной бойней Хищник, коллекционирующий черепушки,характерно оценивал квадратную челюсть Шварценеггера, которую предполагал, по всей видимости, сделать «жемчужиной своей коллекции». Так вот у Броуди, безусловно, тоже есть чего оценить. И это не его «Оскар».
Кстати, идея самого первого «Хищника» вообще была шуточной: кто-то сказал, что единственный с кем еще не успел сразиться Рокки Бальбоа – это инопланетянин из «Инопланетянина» /E.T. the Extra-Terrestrial/ (1982).
Русский фактор
Снимая военный боевик «под 80-е», будь то «Хищники» или что угодно еще, без русских в кадре, разумеется, не обойтись. Правда, после всей этой истории с «перезагрузкой» (да, в общем, и по сюжету), Родригес не мог вписать в ленту русский отряд, готовящий – в пику ЦРУ – какую-то бузу в дельте Амазонки, как это было в оригинальном фильме. Вместо этого пришлось сделать русским одного из головорезов – вооруженный УЗИ и сыгранный Олегом Тактаровым, он оказывается парнем совестливым и семьянином, в бой бросается с задорными криками: «Я покажу вам Сталинград!». И погибает, кстати, не первым.
Женщины в строю
Как и в ленте 1987 года, маскулинный в массе свое отряд снова разбавляет приятственная особа жеснкого пола. В оригинале то была верткая повстанка-молдованка, у Родригеса за феминный элемент отвечает латиноамерикнаская снайперша. Более того, в «Хищниках» она выполняет и дополнительную фукцию «совести» бессовестного, опять же, в массе своей отряда. Помимо этого в обеих лентах именно девушки рассказывают «легенду о хищниках». Повстанка – про «демонов», которые являются в джунгли в самые жаркие годы, чтобы свежевать местных; снайперша – про отряд, который в 87-м ушел туда же, в джунгли, на задание. «А вернулся, – говорит, – один Шварценеггер. И тот – такой чумазый».
«Мы спасательный отряд, а не ассасины»
И тут мы подошли к различию, пожалуй, самому принципиальному. В «Хищнике» Датч и его головорезы были, безусловно парнями, с какими шутки плохи, но при этом парнями определенно положительными. «Мы спасательный отряд, а не ассасины», – в частности, объяснял Датч свой отказ участвовать в какой-то зачистке. У Родригеса все как раз наоборот. Во-первых, все восемь героев были выбраны, «потому что сами хищники» (кроме прочих, тут есть якудза, один парень, снятый с электрического стула, один, которого на электрический стул просто не успели посадить, и Дэнни). Во-вторых, они не отряд, а именно «группа единоличников». Иными словами, сценаристы ввели в историю модный «моральный аспект» – умереть заслужили все, а выживет тот, кто вовремя раскается. Ну и кстати, сами Хищники, ранее не нападавшие на невооруженных, за годы своей сафари-практики стали куда менее разборчивы.
Домашние животные
В оригинальной ленте джунгли были как джунгли: помимо повстанцев и русских, в них встречались кабаны, змеи, выдры и даже хорек, с каким Хищник умудрялся перепутать Шварценеггера. В ребуте джунгли тоже, как джунгли. Только инопланетные. И хотя на синих людей с их оснащенными USB-выходами бронтозаврами у родригесовских Troublemaker Studios денег не хватило, кое-какой аутентичной живностью разжиться все же удалось. Например, фигурируют в деле «гончие» хищников и местные, по всей видимости, голуби. Больше похожие на птеродактилей.
Кстати, о бюджетах. По оценкам, на съемки «Хищника» было потрачено около 18 млн., «Хищников» – около 40 млн., что, по нынешним меркам, тоже очень немного.
Видовое разнообразие
В новом фильме фигурируют не один, а два подвида Хищников – классический и Черный Суперхищник. При этом, классическому старательно возвращали его оригинальный вид, для чего Родригес специально позвал на работу Хауарда Бергера – теперь уже «оскароносного» художника по гриму, чей путь к академическому признанию начался как раз на площадке «Хищника».
Новые же Черные Суперхищники открывают личики – все как положено – только под занавес. Правда, там, где остряк Датч непременно прокомментировал бы шансы инопланетянина выиграть в земном конкурсе красоты, перепуганный Ройс, увы, не находится.
Кстати, желваки Хищнику придумал якобы Стивен Спилберг.
Хищник среди своих…
Очевидно, решив не рисковать коллекционным бродиным носом, Родригес сводит в кульминационной схватке именно двух хищников. Крепкий духом и челюстью Шварценнегер справляется сам.
Кстати, в одной из самых первых сцен Хищника якобы играл Жан-Клод ван Дамм. Довольно скоро он, правда, понял что ему отведена роль «спецэффекта» и, разгневанный, отказался от участия в затее. Кроме этого, для съемок Хищника прыгающего по деревьям пытались использовать мартышку, но та постоянно сдирала с себя костюм, и от этой идеи пришлось отказаться. В результате Хищника сыграл Кевин Питер Холл – актер 218 см роста. В «Хищниках» одного из Суперхищников сыграл Дерек Мирс – он же Джейсон из «Пятницы 13-го» /Friday the 13th/ (2009). 201 см. У Арни с Эдриэном – по 188 и 185 см, соответственно.
…а чужим вход воспрещен
Забудем все, что было, как бы говорят продюсеры «Хищников» первому фильму, подмазываясь стать первым достойным его сиквелом. Простите, ребутом.
Кстати, если говорить все-таки о том, что было. Сразу после «Хищника» режиссер Джон МакТирнан, и не задумывавшийся о том, чтобы продолжать эту историю, снял другой культовый фильм – «Крепкий орешек» /Die Hard/ (1988) – и к инопланетной франшизе больше не возвращался. Однако в 1990 году на экраны все-таки вышел «Хищник 2» /Predator 2/ (1990), который поставил Стивен Хопкинс, имевший на тот момент в фильмографии «Кошмар на улице Вязов 5» /Nightmare on Elm Street: The Dream Child, A/ (1989), то есть «добирать» за большими идеями привыкший. Еще через четырнадцать лет появился «Чужой против Хищника» /AVP: Alien vs. Predator/ (2004) Пола У.С. Андерсона, который позже разумно отказался снимать вторую часть, переключившись на собственную «Обитель зла» /Resident Evil/ (2002).
И словом, и делом
Памятуя о поставленной задаче перезагрузить франшизу, продюсер Роберт Родригес и режиссер Нимрод Антал с самого первого дня работы над фильмом неустанно заверяли всех и каждого в своей к ней преданности, обещали обращаться с исходным материалом очень деликатно и, в общем, слово сдержали. Самих Хищников, как мы писали выше, они попытались максимально приблизить к оригиналу, сохранив им все основные фишечки: треугольные прицелы,
элегантные напульсников,
…и неодолимую страсть к коллекционированию.
Такие опции как невидимость, тепловидение и способность копировать человеческую речь, тоже наличествуют и реализуются близко к исходному «тексту».
Кроме этого, из оммажей очевидных надо отметить сцену с выдиранием позвоночника,
дуэль с хищником на мечах (в первом фильме, кстати, оставленную за кадром),
падение в водопад
и – куда без него – непременное извазюкивание «топлесс» в грязи. Якобы затем, что так у Хищника тепловизоры отказывают. Ну у кого – что.