Плоская и шаблонная, но зато смешная и обаятельная анимационная комедия о приключениях фермера и его животных в большом городе
Когда маленькая отара овец, живущая на скотном дворе британского фермера, устает все делать по расписанию и решает устроить себе выходной, хитрый барашек Шон придумывает, как усыпить хозяина и отвлечь пса Битцера, распоряжающегося на ферме. К несчастью, план Шона приводит к тому, что фермер оказывается в больнице ближайшего большого города с потерей памяти. Мучимый угрызениями совести Шон отправляется выручать хозяина, и все прочие бараны фермера следуют за ним. Однако спасти мужчину оказывается непросто, поскольку след беглых животных берет мистер Трампер – ловец бездомных зверей, который так серьезно и жестко выполняет свою работу, будто охотится на опасных преступников.
Смелый и предприимчивый барашек Шон появился на свет в 1995 году. Его придумал известный британский «пластилиновый» аниматор Ник Парк для своего третьего короткометражного мультфильма об Уолласе и Громите, который назывался «Стрижка «под ноль»».
Хотя картина Парка полюбилась зрителям и удостоилась «Оскара» в категории «лучший короткометражный мультфильм», студия Aardman Animations лишь 12 лет спустя удосужилась превратить Шона из второстепенного в главного героя и наделить его собственным телевизионным сериалом под названием «Барашек Шон». Из-за особенностей производственного цикла шоу с 2007 года было выпущено лишь 4 сезона 7-минутных серий, всего 130 эпизодов. Также Aardman создала три сезона сериала «Время Тимми», рассказывающего о самом маленьком ягненке в фермерском стаде (Тимми – двоюродный брат Шона).
И вот в этом году студия порадовала поклонников Шона, Тимми, Битцера и других жителей пластилиновой фермы полнометражной картиной обо всех этих персонажах. Как и предшествующие сериалы, новый «Барашек Шон» начисто лишен разборчивой речи и закадрового текста. В сущности, это полтора часа веселой пантомимы и невнятных, но понятных по контексту реплик. По мнению Aardman, это наилучший способ создания мультфильмов для зрителей всего мира. Хотя британцы все же включили в картину несколько визуальных шуток, почти не поддающихся переводу. Как правило, это основанные на игре слов названия магазинов и пабов.
Как смотрится такой мультфильм? Как картина, созданная не потому, что ее авторов посетило какое-то особенное вдохновение, а потому, что пришло время вывести «Барашка Шона» на новый коммерческий уровень. Поэтому сюжет фильма в основе своей совершенно стандартен для подобных историй (равно как и выбор злодея), а создатели картины открыто признают, что, например, не придумали с нуля помогающую героям бездомную собачку, а вдохновились маленьким персонажем фильма Чарли Чаплина «Малыш». Как говорится, если списывать, то у отличников!
Впрочем, совсем без фантазии и вдохновения все же не обошлось. В крупном муза комедии Талия авторов фильма подвела, но в мелочах она сработала на «четверку», а порой и на «отлично». В «Барашке» немало забавных сцен и шуток, и это как раз такой энергичный британский юмор на грани фарса и абсурда, который и детей насмешит, и у взрослых отторжения не вызовет. Правда, он все же не такой яркий и изобретательный, как в лучшие моменты «Уолласа и Громита». Но посмеяться в «Барашке Шоне» определенно есть над чем. Особенно в тех сценах, где Шон попадает в тюрьму для животных (на то и абсурдный юмор, что смешнее всего тогда, когда должно быть страшно!).
Что до любимой Aardman пластилиновой анимации, то она в «Барашке» ожидаемо добротная, обаятельная и душевная, но не настолько впечатляющая, чтобы смотреть картину ради нее одной. Если вас интересуют возможности современной кукольной и пластилиновой мультипликации, пересмотрите лучше прошлогоднюю «Семейку монстров» студии Laika. «Барашка» же нужно смотреть ради его приколов. И ради его баранов, если вы не можете жить без экранных «пушистиков».